Рейтинг@Mail.ru
Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой - Радио Sputnik, 07.06.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Заря
В эфире
07:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Зловещие эксперименты: как в США "улучшали" людей
08:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
09:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
09:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
09:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
09:36
22 мин
День в истории
Футбол в блокадном Ленинграде
09:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
10:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
10:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Златоуст против ЦРУ
10:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Спецпредставитель
В эфире
11:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Спецпредставитель
В эфире
11:33
25 мин
День в истории
Освобождение Праги
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Четвероногие талисманы – секрет успеха Леонида Гайдая
12:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Подвиг Николая Гастелло
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
ХЗ: Хазин знает
В эфире
14:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла: пинкертонши против пинкертонов
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
Футбол в блокадном Ленинграде
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Зловещие эксперименты: как в США "улучшали" людей
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Мировая политика с Генри Сардаряном
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Мировая политика с Генри Сардаряном
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Освобождение Праги
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Златоуст против ЦРУ
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Подвиг Николая Гастелло
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Рассказы из русской истории
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Рассказы из русской истории
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Четвероногие талисманы – секрет успеха Леонида Гайдая
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Клименко советует
В эфире
21:04
54 мин
День в истории
Футбол в блокадном Ленинграде
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла: пинкертонши против пинкертонов
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Освобождение Праги
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой

© РИА Новости | Перейти в медиабанкМанифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917
Манифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917
Читать в
Февральские события случились неожиданно для политиков. Но не для литераторов. А когда их предчувствия оправдались, они были даже удивлены будничностью событий. Об этом в пятой части спецпроекта радио Sputnik "Год 1917. Февраль как пролог Октября".

Предыдущие главы

Странная революция. "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Удар в спину империи. Россия выигрывает войну, но проигрывает революцию

Февральская революция: итоги, не поддающиеся подведению

Керенский и Троцкий: портрет двоевластия

Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik

Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой
24 февраля 2017, 10:00
"В эти нервные и сумбурные дни все сразу, как будто этого момента всю жизнь только и ждали, надели красные ленточки. Решительно все "исты": символисты, кубисты, артисты и даже монархисты. Не скрою, надел и я". Так писал о последних днях февраля 1917 года Федор Шаляпин. Он же заметил, как быстро политика ворвалась в театр – даже оперный: "Во время спектаклей начали появляться какие-то люди – между ними бывал и Троцкий – и прерывали действие речами. Они говорили, что пора кончать радостные зрелища, что народ на фронте, а столицы поют и пляшут. В траншеях другие люди говорили солдатам эту же вещь в обратном порядке: "В столицах поют и пляшут, а вы гибнете на фронте…"".  И, наконец, еще одна показательная цитата из шаляпинских мемуаров "Маска и душа": "Двоевластие, бывшее тогда модным во всем государстве, восторжествовало и в театрах. Была новая дирекция и художественный совет – как бы "Временное правительство", и наряду с ним утвердился за кулисами как бы "Совет депутатов" – из хористов, музыкантов и рабочих: из театрального пролетариата".

Театр как самое демократичное искусство ярче, чем что-либо другое отражал революционную картину русского мира – со всем, что в этом реальном мире происходило. Театры не закрывались, были полны и работали даже с удвоенной силой. К известным прогрессивным – МХТ и Вахтанговский, Камерный театр Таирова и Первая студия Михаила Чехова – прибавлялись новые, так называемые общедоступные. Однако почти ни один не поспевал за жизнью – физически не мог сразу предложить новой аудитории новый репертуар и даже не всегда угадывал саму эту аудиторию. Случались казусы. В Петрограде монархисты сорвали спектакль "на злобу дня" "Преступление царя" и всерьез угрожали артистам физической расправой за "оскорбление государя". Или: быстро созданные для выезда на фронт "летучие артистические отряды" предлагали в окопах драмы Рене Моракса, а затем получали письменные отзывы вроде "Желательно пьесу по поводу самовольного покидания позиций солдатами". А после спектакля по Островскому зритель-солдат так определил свои впечатления: "На буржуя сердце кипело весь вечер".

Выдающийся реформатор русской сцены Всеволод Мейерхольд уже в апреле выступит с докладом "Революция и театр". Он заявит, что только "приход в зрительный зал крестьян, солдат, рабочих, прогрессивной интеллигенции возродит сценическое искусство". Но сначала Мейерхольд поставит спектакль, который войдет в историю как эмблема и оценка всего, что происходило в России в Февральскую революцию. Это был "Маскарад" по драме Лермонтова. Премьера прошла 25 февраля (!) в Александринском театре. "В зале – исключительно культурная и политическая элита", – рассказывает заведующая московским Музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда Наталья Макерова:

"Это был спектакль самый дорогой в прямом смысле слова – он стоил 300 тысяч золотом – и самый грандиозный по замыслу и воплощению: только в сцене маскарада, где происходит завязка драмы, было задействовано около 250 статистов, и для каждого Мейерхольд придумал мизансцену. По замыслу Головина и Мейерхольда, частью декораций были повернутые в зал огромные мутные венецианские зеркала, и зрители видели себя в драме Лермонтова. Один из критиков написал, что публика восприняла спектакль как реквием по уходящей России".

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраАлександринский театр – литография 1840-х гг
Александринский театр – литография 1840-х гг

Воодушевление и горечь одновременно было основным переживанием русской художественной интеллигенции. Вольно и невольно все поэты становились пророками. Футуристы – Маяковский и Хлебников – пытались вычислить будущее. В поэме "Облако в штанах" Маяковский "обещал": "В терновом венце революции идет шестнадцатый год". Символисты же "читали" новую судьбу России вне дат и сквозь призму глобальной истории. Они понимали ее как крушение Римской империи, на которую надвигаются полчища гуннов и скифов, чтобы "мясо белых братьев жарить". "Конкретнее всех высказался Дмитрий Мережковский, назвав разрушителя "русского Рима" "грядущим хамом", – напоминает литературовед Владимир Крижевский: "Начал еще Брюсов: "Где вы, грядущие гунны?".  Эти стихи заканчивались фразой: "И вас, кто меня уничтожит, приветствую радостным гимном". Здесь – такая позиция: любоваться своим уничтожением. Любование неподвластной стихией как важная черта с годами проявляется и у Блока. Он всюду искал признаки наступления Страшного суда, он ловил в проявлениях стихий приметы конца света. Они все это чувствовали. На самом деле это был конец того мира, в котором они жили. Так они предчувствовали и Февральскую, и Октябрьскую революции, которые можно рассматривать как единый процесс чудовищного сдвига в XX веке, значительного для всего человечества".

Удивительно, но когда апокалиптические предчувствия воплотились в февральских событиях, многие русские литераторы были разочарованы их внешней будничностью. Возможно, именно это объясняет отсутствие действительно крупных произведений "на случай", которые могли бы стать значимыми литературными памятниками. Так считает филолог Михаил Павловец: "С одной стороны, Леонид Андреев записал в дневнике: "Один из величайших и радостнейших дней для России". Многие отмечали, что, действительно, произошла великая революция, что это событие давно назревало, что сто лет "мы шли к нему". Василий Розанов, помнится, писал: "Самодержавие – как больной зуб, который сам вывалился без помощи щипцов и аптеки". Не было ощущения внезапности произошедшего, оно воспринималось как естественный процесс, и разочарованы были обыденностью: все проснулись, а страна уже другая. И теперь надо думать о другом политическом режиме, о другом отношении с властью, с обществом и так далее. Обыденность великого обескураживала".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкДемонстрация москвичей на Театральной площади во время февральской буржуазно-демократической революции. 1917 год
Демонстрация москвичей на Театральной площади во время февральской буржуазно-демократической революции. 1917 год

И все же есть одно великое художественное свидетельство периода между двух русских революций. Это книга стихов Бориса Пастернака "Сестра моя – жизнь". Она писалась летом 1917 года, когда возлюбленная поэта уехала в провинцию заниматься строительством местного самоуправления. В поездках к ней Пастернак наблюдал происходящее в стране и описывал его как "воздух свободы и тревоги".

Между февралем и октябрем самую большую тревогу в художественной среде вызывало нарастание влияния большевиков. Эта тема волновала буквально всех – по этой теме было особенно много пророчеств. И одно из наиболее проницательных, по мнению Михаила Павловца, дала поэтесса Зинаида Гиппиус: "С самого начала она говорила о той опасности, которую несут с собой большевики. "Большевизм пришелся по нраву нашей темной и невежественной, развращенной рабством и войной массе. Против тупого и животного бунта нельзя долго держаться увещеваниями", – писала Гиппиус. Может быть, в ее позиции есть не очень приятная спесь. Но, к сожалению, то, что большевики выведут на улицы не освободившийся народ, не свободных граждан страны, а массы, которыми легко манипулировать, которые не понимают, что происходит, в чем их интерес и особенно – как нужно строить новое государство, – в этом Гиппиус оказалась права. Неудивительно, что впоследствии она будет одним из последовательных критиков большевизма".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкДемонстрация рабочих в Харькове в 1917 году
Демонстрация рабочих в Харькове в 1917 году

Среди критиков большевиков до их прихода к власти попадаются и вовсе неожиданные фигуры – Максим Горький, например. Между двух революций он был постоянным автором эсеровской газеты "Новая жизнь", где печатал очерки под названием "Несвоевременные мысли". Будущий "пролетарский писатель" предупреждал об опасности популизма, заигрывания "с самыми темными, низменными страстями в массах". Он вообще с большим недоверием относился к необразованным людям и был сторонником постепенного культурного строительства как важнейшего дела. Кстати, Горький верил в пролетариат, но не верил в крестьянство, в то время как война (и революция тоже), по выражению Михаила Павловца, "перемешала всю страну", так что избирательно общаться со "слоями  населения" было почти невозможно.

"Можно вспомнить, что только за один революционный 1917 год население Москвы удвоилось. Миллионный город стал двухмиллионным, и мы понимаем, откуда взялся этот миллион, кто эти люди! Это вчерашние крестьяне, вчерашние солдаты – люди с оружием, умеющие убивать, – и это чисто маргинальные элементы. Лицо города изменилось, изменилась и речь. На улицах звучала не только народная, но и бранная речь, и мы видим, как в поэзии Ахматовой, Цветаевой и даже Блока появляется просторечная лексика. И в целом массы, в том числе люмпен-демократические слои, оказывают сильное влияние на культуру".

Были те, кто считал, что новая – и даже низкая – культура вытеснит в России высокую европейскую и что пусть так и будет, раз европейская культура с ее идеалами себя дискредитировала. Это точку зрения разделял писатель Александр Серафимович. Но с ним спорил поэт Владислав Ходасевич. Он был уверен, что долг писателя и поэта – слышать и видеть народ, говорить с ним, а не возводить между собой и им стену, потому что демократизация культуры вполне возможна и без ее разрушения. И в этом была историческая правда революционного момента.

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Историк Петр Толочко. Человек, который олицетворял единство Руси. Часть 1Историк Петр Толочко. Человек, который олицетворял единство Руси. Часть 2"Вот какой рассеянный...": академик Иван КаблуковПраздник праздников и торжество торжествГлавные темы часа. 01:00Опасность клещей, прогнозирование здоровья детей и заболеваемость ВИЧКазнь ДостоевскогоСемилетняя война: вход и выход РоссииГлавные темы часа. 02:00Реалистичный подход к бюджету РФ, вклад экс-релокантов, модернизация БАМаМесть Турции Израилю, обход потолка цен на нефть и неэффективные санкцииВыйти замуж за аристократаГлавные темы часа. 03:00Зидан, Татуин и таджин: "дети пустыни", или кто такие берберы?Нигер выбирает Россию: место США и Франции в Сахеле занимает МоскваГлавные темы часа. 04:00Олимпийский беспредел: новые ограничения для россиянИтоги Чемпионата России по волейболу: без рекордов и неожиданностей?Главные темы часа. 05:00Аллергия у ребенка: что делать?Ожоги: как лечить?Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Коди Роудс и Дамиан Прист, Шейн Стрикленд и Лось: кто самый крутой чемпион?Главные темы часа. 07:30Телец: о судьбе и величииГлавные темы часа. 08:00Восточный тупик, паутина дипломатии и разговор с РоссиейГлавные темы часа. 08:30Юрий Костин: радио – загадка, мания, дружбаЦарь среди колоколов, или Великий немойГлавные темы часа. 09:00Как клюет уклейка: весенняя ловля вкусной рыбкиГлавные темы часа. 09:30Азартная уклейка: все нюансы ловли этой рыбыГлавные темы часа. 10:00Наказание для Прибалтики, паника у Зеленского и провал немецких военныхУ кого шишек больше, тот и прав: веселая лженаука – френологияГлавные темы часа. 11:00Как русские валенки завоевывают мир. Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Как русские валенки завоевывают мир. Часть втораяГлавные темы часа. 12:00Что почитать на длинных выходных?Главные темы часа. 12:30Психология таланта: как отличить гения от обычного одаренного человекаОгни большого города, или Когда в Москве включили светГлавные темы часа. 13:00В России появятся комиссии против нелегальной занятостиЗачем Китаю хамоватая Европа?Украине грозит дефолт?Главные темы часа. 13:30Меню "После Пасхи". Салат с редькой, курицей, суп с черемшой, зразы, пудингГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30Академики на крючке афериста: как понять, что тебя водят за носГлавные темы часа. 15:00США и саудиты спорят о пакте, а Израиль и ХАМАС – о перемирииГлавные темы часа. 15:30Вьетнам отмечает 70-летие победы при Дьенбьенфу и изгнания ФранцииГлавные темы часа. 16:00Все об "автоутиле": история сбора и современностьГлавные темы часа. 16:30Звенигород: столица Российского государства и ровесник МосквыГлавные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Трофеи СВО, санкции против МУС и лидер Китая в ЕвропеГлавные темы часа. 18:30Заявления Макрона, недовольство Польши и пересмотр прав человека на УкраинеГлавные темы часа. 19:00Освобождение Очеретино: тактическое значение поселкаЧехия официально отозвала своего посла: формальность?Почти половина российского СПГ ушла в ЕвропуГлавные темы часа. 19:30"Красные линии" для НАТО и украинцы без загранпаспортовНовый AURUS обещают к 2026 годуГлавные темы часа. 20:00Главные темы часа. 20:30Главные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Злоключения Гентского алтаря и "Рембрандт на вынос"Подвиг Николая ГастеллоГлавные темы часа. 01:00Николай Пантюхин об арабском языке и профессии военного переводчикаНиколай Пантюхин о современном Ближнем ВостокеЧудо Георгия о змиеФутбол в блокадном ЛенинградеГлавные темы часа. 02:00Освобождение ПрагиГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой