Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Художника обидеть может каждый! Скажешь неосторожное слово – и готово: в душе его запылал костер обиды. Тут еще многое от художника зависит. Один пойдет тушить обиду медитацией, а другой – чем попроще. И главное тут – не перебрать. А то ведь так можно и дойти до зеленых чертиков. Или, предположим, до белочек или ежиков. Зеленых опять-таки. Правда, если говорить конкретно о зеленых ежиках, то этот феномен имеет строго очерченную локализацию. Зеленые ежики являются только в Эстонии и только эстонским художникам.
Впрочем, обо всем по порядку. Государственные мужи и жены Эстонии озаботились весьма насущной проблемой: созданием нового рекламного бренда страны. Старый, по их мнению, свое отработал. И что самое главное, его создательница Эвелин Ильвес перестала быть первой леди страны. Так что самое время поскрести по государственным сусекам в поисках денежки на работу веселую, не пыльную и, главное, хорошо оплачиваемую.
Наскребли 200 тысяч евро и отдали их в руки семи эстонских дизайнеров, наверное, посчитав это число счастливым. Благословила это творческое начинание министр предпринимательства от правившей тогда праволиберальной Реформистской партии Анне Суллинг. Трудились дизайнеры "в поте лица своего" аж с августа по декабрь прошлого года. И в итоге выдали на гора результат, который не чуткая к полету художественной мысли общественность окрестила "зеленым ежиком, которого тошнит". И это, пожалуй, было самое мягкое выражение в адрес сего артефакта. Чтобы снять возникшее чувство неловкости по поводу этого творения, мнение о нем попросили высказать уважаемых в мире дизайна экспертов. Но, наверное, лучше бы этого было не делать, ведь даже самые вежливые и политкорректные высказывания в данном контексте прозвучали двусмысленно.
Вот что, например, сказал известный специалист по маркетингу и брендингу из Голландии Петер Кенти, комментируя новый визуальный образ Эстонии: "Бренд призван создать государству узнаваемый образ, в данном конкретном случае – сделать государство более заметным как глобально, так и локально. Он должен пробуждать в людях чувство гордости и собственного достоинства. Он должен заставлять профессионалов, студентов, инвесторов заинтересоваться государством. Он должен сделать повествование о государстве связным, последовательным и вдохновляющим". Конец цитаты.
И что же после этого? Государственные мужи взволновались? Поинтересовались у людей, какие такие чувства пробуждает в них новый бренд страны? Ну, в какой-то степени. Общественности было разъяснено, что она заблуждается. И что не надо юморить и издеваться, а следует новым брендом гордиться. Заодно (хоть какая-то польза) разъяснили, что "зеленый ежик" – это совсем даже не ежик, а камень-валун. Под который вода не течет. Но тоже зеленый, тут уж двух мнений быть не может. Авторы бренда все растолковали. И их детище стало-таки брендом Эстонии. Деньги-то уже уплачены. Результат налицо.
Если же следовать постулату эксперта Петера Кенти и присмотреться к ассоциациям, которые возникают при просмотре нового бренда… Пожалуй, не стану об этом писать. Чтобы не обидеть Эстонию, которую я искренне люблю. Хотят, чтобы был камень – пусть будет камень.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.