Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Правительство Румынии отступает, но не сдается. Поэтому и народ торжествует, но не расходится. Он уже не требует отменить постановление кабинета об амнистии: он требует отменить кабинет и без всякой амнистии назначить досрочные парламентские выборы. Это через два-то месяца после очередных. А почему бы и нет. Хорошо же пошло, коль премьер Сорин Гриндяну и пяти дней протестов не выдержал. В четверг уверял, что ни за что не отзовет скандальный документ, прозванный "индульгенцией для коррупционеров". Но в воскресенье экстренно аннулировал помилование.
Еще и допустил отставку министра юстиции, чтобы, так сказать, перебить аппетит. Только этого мало. Он пришел во время еды такой, что червячком не заморишь. Накануне это были уже почти 600 тысяч человек. По данным СМИ – крупнейшее антиправительственное столпотворение со времен революции 1989 года. На самом деле, так часто Николае Чаушеску не вспоминали, пожалуй, с момента его казни. Что ни день, то аналогия, как самая доходчивая характеристика не только количества, но и качества протеста. По отношению к Гриндяну, что премьером-то всего месяц, это, возможно, и некорректное сравнение. Ну так никто и не обещал с ним церемониться.
Он им: "Ай эм Сорин". За постановление, мол, извините, но не уйду. А они ему: "Чао, бамбино Сорин". Дескать, тоже извини, но подвинься. Недорос. И вовсе не потому, что ему 43. По большему счету, это место досталось ему случайно. А стало быть, он – случайный премьер. Изначально же социал-демократы как победители парламентских выборов планировали водрузить на этот пост прецедент в квадрате. Севил Шайдех. Женщину, мусульманку. Еще и жену сирийца – сторонника Асада. Это был их вариант "спортсменки, комсомолки и просто красавицы". Но не для президента Румынии.
Для этнического немца Клауса Йоханиса есть только одна женщина-премьер. Она же, по его признанию, и пример для подражания. Хоть и привечает мусульман, но не настолько, чтобы пускать их во власть. Иными словами, пришлось лидеру эсдеков Ливиу Драгне срочно искать замену. Он бы и сам возглавил кабмин. Но тоже под статьей ходит. О подкупе избирателей еще во время референдума против экс-президента Бэсеску. И, как говорят, новое правительство потому и затеяло амнистию чиновников-коррупционеров, чтобы снять с партбосса судимость.
Планировали сделать это по-быстрому, пока народ не разобрался, что к чему и кто к кому. С наскока не получилось. Зато у Йоханиса, которому этот кабинет сразу не понравился, появилась реальная возможность расправиться с ним. Не зря же он даже думать не стал, кому в этой заварушке подыграть. Ну а то, что манифестанты держат плакаты с лозунгами на английском языке, а не, предположим, на немецком – так это не важно. Главное, что они гимн Румынии поют чуть ли не каждый час.
Что касается обстановки, то за эти дни Бухарест уже оправдал свое название. По крайней мере, для русскоязычных любителей занимательной географии. Ведь сейчас это действительно "столица, которая сама себя наказывает". Причем, учитывая количество бухов и арестов, неоднократно. Другое дело, что теперь в нашей занимательной этимологии названий можно и запутаться. Поскольку, получается, что "город, который плохо спит" – это уже совсем не только Херсон. Но и столица, которая сама себя наказывает. Еще и этим.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.