Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Референдум о независимости Каталонии от Испании может состояться до сентября 2017 года, заявил глава правительства автономной области Карлес Пучдемон. По его словам, благосостояние Каталонии возможно только за пределами Испании. Хотя ранее конституционный суд Испании своим вердиктом запретил проводить в Каталонии референдум. Однако, как заявил Пучдемон, референдум пройдет в любом случае, нравится это кому-то в Мадриде или нет.
Вроде бы, точки над "i" поставлены. Но нет! Согласно последним опросам, "за" и "против" независимости автономного сообщества от Испании высказалось примерно одинаковое количество каталонцев. Поэтому все-таки стоит задаться вопросом: действительно ли они хотят независимости Каталонии?
Здесь следует начать с самого начала, ab ovo, как говорится. Сначала говорили о культурной автономии. Дескать, у каталонцев свои язык и культура, которые сильно отличаются от остальной Испании. Действительно, Каталония много веков была независимой, во всяком случае, не была испанской провинцией. Но многие эксперты говорят, что нынешний всплеск сепаратизма связан вовсе не с культурой, а с экономикой. Главное – это нежелание богатой провинции Каталонии делиться деньгами с остальной, более бедной Испанией. По подсчетам местных экономистов, Каталония ежегодно платит за то, что является частью Испании, порядка 16-17 млрд евро. Но, с другой стороны, если Каталония станет независимой, то Брюссель уже заявил, что это не гарантирует ей автоматического членства в ЕС. А это, судя по тем же опросам, весьма волнует простых каталонцев.
Каталония не одинока в своих мечтаниях. В последние годы все активнее выступают, например, в немецких землях Баден-Вюртемберг и Бавария сторонники отделения от Германии. Понятно: это два самых богатых региона страны, и они, судя по всему, не горят желанием "кормить" немцев восточной Германии. Они, кстати, негативно высказывались по этому поводу еще в 90-е годы. Это лишь со стороны казалось, что все немцы поголовно рады объединению Германии. А что касается тех же Баварии и Вюртемберга, то они собственно Германией, составной частью единого государства стали лишь после Первой мировой войны. А до этого на протяжении многих веков им Берлин указом не был… Впрочем, сейчас разговоры о сепаратизме – это так, своеобразное "фи" в адрес Меркель, как и автобус с мигрантами из Баварии к офису канцлера. Но понятно, что при каждом удобном случае баварцы напомнят Берлину о том, откуда пошла есть сила ХДС/ХСС. И что кто заказывает ужин и музыку, тот и "танцует" фрау канцлерин.
Ну ладно Бавария, Каталония – это "сепаратизм богатых". Красиво жить не запретишь! А остальные что? Эксперты заметили такую закономерность: чем беднее страны, входящие в Евросоюз, тем меньше там евроскептиков и, соответственно, центробежных устремлений. Об этом говорят и недавние результаты выборов, прошедшие в некоторых восточноевропейских странах. Таким образом, как это ни парадоксально, бедность укрепляет Евросоюз.
Ну как тут не вспомнить слова Мюнхгаузена из фильма: "В свое время Сократ как-то мне сказал: "Женись непременно. Попадется хорошая жена – станешь счастливым, плохая – станешь философом". Не знаю, что лучше".
Кстати, реальный барон фон Мюнхгаузен был далеко не богат, иначе бы не отправился служить младшим офицером к черту на рога – в Россию, далекую и "варварскую", как ее честили современники барона, потомки "славных" Фомы Торквемады, Карла IX Валуа или Марии Тюдор.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.