Автор Илья Харламов, радио Sputnik
Полярные мнения действующего и избранного президентов США по Сирии демонстрируют очень серьезные, можно сказать, философские противоречия между ними. И дают основания надеяться, что американская политика на ближневосточном треке после инаугурации Дональда Трампа существенно, если не сказать радикально, изменится. Барак Обама сделал довольно странное признание. Вот что он заявил: "Не могу сказать, что мы добились успеха в Сирии. Но подход у нас был правильный". По его мнению, единственной альтернативой американской стратегии могла быть только оккупация этой страны наземными силами. А это, по убеждению Обамы, противоречило бы интересам Соединенных Штатов. Это позиция самоуверенного политика, каким, наверное, и должен быть глава сверхдержавы. Но она, мягко говоря, небезупречная.
Если Вашингтон действовал правильно, то где результаты? Да и потом, что понимать под словом "правильно"? Если целью были попытки свержения Башара Асада через поддержку незаконных вооруженных формирований, стеснительно названных "оппозицией", то результата Соединенным Штатам добиться не удалось. Более того, Асад укрепил свое влияние. А значит, действия США в этом направлении "правильными" признать никак нельзя. Если же предположить, что Вашингтон своей миссией считал борьбу с терроризмом, то и здесь успехов немного. Даже в сирийской "столице" исламистов городе Ракке, на которой американцы сосредоточили свои усилия. Выходит, и в этом вопросе алгоритм действий американцы выбрали не вполне верный.
Дональд Трамп на этом фоне выглядит более искренним и здравомыслящим. Выступая перед сторонниками в Пенсильвании, он призвал помочь сирийскому народу и признался, что из-за ситуации в этой стране ему становится очень грустно. А ранее он заявил о необходимости прекратить "безумие, которое творится в Сирии". Сейчас стало модным говорить, что одно дело – предвыборные высказывания Трампа, а другое – его будущие реальные дела на посту руководителя государства. Но целый ряд кадровых предложений избранного президента на ключевые посты вселяют умеренный оптимизм и надежду на то, что он, как говорят в Америке, "парень, который держит слово". Во всяком случае, Дональд Трамп и его команда имеют в своем багаже нестандартные идеи. К примеру, он пообещал создать в Сирии гуманитарные зоны безопасности и заставить страны Персидского залива заплатить за это. Это весьма важное заявление. Не секрет, что аравийские монархии, и прежде всего Саудовская Аравия и Катар, поддерживали и поддерживают непримиримых противников Дамаска и рассматривают Сирию как территорию, которую нужно разделить и кусками взять под контроль. В том числе и для того, чтобы облегчить доставку на Запад углеводородов из арабских стран Персидского залива. Королевство Саудовская Аравия при этом до недавней поры было самым надежным стратегическим партнером США на Ближнем Востоке. Но с какой-то поры их отношения начали портиться. По разным причинам. Например, оттого, что Эр-Рияд захотел большей самостоятельности и доминирования в регионе. Вашингтон, формально делая недовольный вид, многое ему прощал. Слишком тесные отношения. Однако у Дональда Трампа, не связанного с иностранными партнерами уходящей команды Белого дома и Госдепа никакими особыми обязательствами, развязаны руки. А рычаги влияния на Эр-Рияд есть.
Прежде всего – политическая поддержка, без которой саудовское руководство будет чувствовать себя как минимум некомфортно. Противостояние Эр-Рияда и Тегерана никто не отменял. Да и других врагов у Саудовской Аравии немало. А тут еще и ее ввязывание в йеменский конфликт без малейших шансов на победу. Плюс поставляемое из США оружие. Только за время президентства Обамы королевство закупило вооружений на многие десятки миллиардов долларов. Сотрудничество с Вашингтоном в этой сфере в Эр-Рияде воспринимается как гарантия безопасности страны. Соединенные Штаты оказывают КСА, кроме всего прочего, техническую поддержку, обучают солдат и офицеров саудовской армии. Но что будет, если этот расклад изменится? Есть и другие действенные механизмы влияния. К примеру, в финансовой сфере. Так что заявления Дональда Трампа о том, что Саудовской Аравии необходимо финансово поучаствовать в сирийском урегулировании, что вряд ли понравится саудовским правителям, далеко не беспочвенны. И показывают, что избранный президент не прочь реально "перетряхнуть" внешнюю политику США.
В эту же "копилку" можно опустить и заявления, звучащие в окружении Трампа, что ключевую роль в планах США покончить с терроризмом на Ближнем Востоке будет играть нормализация отношений с Россией. Это как раз то, чего ждут не только конструктивно настроенные представители политического класса в разных странах. Это нужно для выхода из темного угла, в который Ближний Восток загонялся десятилетиями.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.