Автор Илья Харламов, радио Sputnik
Исследовательская компания Ifop по заказу агентства и радио Sputnik провела исследование и поинтересовалась у европейцев их отношением к мироустройству, в котором лишь один глобальный игрок имеет право на все. Или думает, что имеет. Результаты получились впечатляющие. Но – по порядку.
25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, де-факто положившие конец существованию Советского Союза. Время подводить итоги. Можно по-разному оценивать возникновение четверть века назад новой реальности. Величайшая и вполне себе стихийная геополитическая катастрофа, намеренный развал СССР, неизбежный по объективным экономическим причинам распад империи, предательство элит, гениально спланированная в Вашингтоне спецоперация по устранению главного конкурента?.. На сей счет существуют самые разные мнения.
Правда при этом, похоже, где-то посередине. Она комплексная, в ней есть оттенки. В событиях, происходивших в 1991 году и предшествовавших этому периоду, было намешано всего понемногу. Но вне зависимости от конкретных причин, глобальный итог ясен. Мир радикально изменился. "Большой игрок" остался один. А постсоветское пространство сосредоточилось на выживании и "освоении" советского наследия.
По прошествии четверти века Sputnik решил обратиться к жителям ключевых, суперсоюзнических для Вашингтона стран Евросоюза – Италии, Германии и Франции с одним простым, но принципиальным вопросом. Справились ли США с ролью мирового лидера? Ответ был не очевиден – американская культура, образ жизни и имидж всесильного, притягательного в своей мощи "старшего брата" навязывались европейцам многие десятилетия. Фактически весь ХХ век после Первой мировой войны и все годы нынешнего тысячелетия западная пропаганда – и европейская тоже – работала именно на это. А потому, казалось, от жителей Старого Света можно было ожидать утвердительного ответа на поставленный агентством вопрос. Однако вышло ровно наоборот.
51% итальянцев считают, что США с лидерской ролью не справились. Этой же точки зрения придерживаются 55% французов и 69 – немцев! Доля тех, кто настроен к США позитивнее – куда скромней. 42, 35 и 24 процента соответственно. И эти результаты показательны.
Европа меняется. Да, под давлением обстоятельств – миграционного кризиса, экономической нестабильности и искусственно, в ущерб самим европейцам подогреваемого противостояния с Россией. Но, тем не менее, процесс, похоже, необратим. Политический вес в Евросоюзе набирают силы, лишенные фанатичной приверженности идеи глобализации во главе с США. Центробежные тенденции становятся одной из доминант в политической риторике крупных партий. Это, конечно, не значит, что проект под названием ЕС дышит на ладан. Но он на пороге судьбоносных изменений. Люди устали от чужой, диктующей правила игры заокеанской воли и местной бюрократии, которая не способна справляться с реальными проблемами. И убедились, что вмешательство их правительств под патронатом американских кураторов в дела иностранных государств приносят Европе только человеческие беды и экономический ущерб. События в Югославии в 1999 году ее еще ни в чем не убедили. Зато потом, по мере того, как ЕС сталкивался с новыми рукотворными угрозами, прозрение постепенно начало наступать. И стало называться евроскептицизмом.
Да ведь меняется и весь мир. По сути, учитывая факторы России, Китая и Индии ни о какой однополярности говорить не приходится уже несколько лет. Как бы ни было прискорбно это осознавать кое-кому в Вашингтоне. Собственно, и сама Америка имеет шанс на большие перемены. Трамп ей в помощь. А европейцы в своих ответах на вопросы, поставленные Sputnik, просто констатировали новую реальность. Это и есть общественное мнение, которое в Старом Свете пока еще кое-что значит. И неизбежно отразится на результатах выборов, которые предстоят в ряде европейских стран уже в следующем году.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.