Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Он совсем не ястреб. Он пес. "Бешеный пес". А еще "монах-воин". Это потому, что армия всегда была его единственной "женой". А не потому, что о душе заботится. Ему 66. Претендует на 6-ой пост в иерархии США. В нем действительно есть что-то дьявольское. "В некоторых людей стрелять чертовски забавно", – это он явно не в Библии прочитал. Хотя Мэттис – он же почти Матисс. Тоже в некотором роде "художник". В смысле, "худо" может сделать и без добра. И "разукрасить" так, что не только мама родная не узнает, чужая родина-мама содрогнется. В основном предпочитает "хаки" и кроваво-красные тона. Но видит все в черно-белом цвете. Свой – чужой.
Ирак – дважды. Афганистан. Уже чувствовали руку мастера. Война – это ведь тоже искусство. И в нем, говорят, Джеймс Мэттис достиг значительных высот. Не Суворов, конечно, но из его боевых афоризмов тоже можно постичь какую-никакую науку. Хотя одну из самых ходовых своих максим он все-таки списал у древнеримского диктатора Суллы. "Нет лучше друга, нет хуже врага", – внушал он своим бойцам. Но Трампу-то что до Суллы, если такое отношение к жизни отставного генерала-морпеха сулит преданность. Он же в Мэттисе нашел себе даже лучше, чем лучшего друга. "Бешеного" друга человека.
Дональд Трамп официально назвал Джеймса Мэттиса своим кандидатом в шефы Пентагона. "Под его руководством мы восстановим армию и альянсы, уничтожим террористов, встанем лицом к лицу с врагами и вновь обеспечим безопасность Америки", – провозгласил он едва ли не в тот самый момент, когда Барак Обама в своем последнем выступлении на людях заявил, что ей-то как раз ничего не грозит. Да, признал он, ошиблись с Ираком в 2003: свергли Саддама – породили ИГИЛ. Да, говорит, "разрушился порядок на Ближнем Востоке". Но наша-то, дескать, хата с краю. То есть, не дотянутся злобные силы, на борьбу с которыми, как он думает, "уйдут поколения".
Трамп не готов так долго ждать. Поэтому и собирается спустить "Бешеного пса". Другой вопрос, на кого именно укажет ему новый хозяин Белого дома. А дальше дело за малым. Не в том смысле, что Мэттис – хороший малый. А за сенатом. Там теперь будут решать, стоят ли боевые заслуги генерала того, чтобы ради него менять закон. По правилам, должно пройти не менее семи лет после увольнения в запас, чтобы бывший военный мог претендовать на пост министра обороны. У Мэттиса только три минуло. Но Трампу ведь и нужен не бывший, а тот, кто еще не забыл.
Джеймс как раз из таких. Его звездный час пришелся на Ближний Восток. Он отвечал за эту географию и на своем последнем месте службы в Центральном командовании США. И пусть к борьбе с терроризмом это не относится, но он еще и не доверяет Ирану, и недолюбливает Россию. То есть, все, как они в сенате любят. Поэтому там проблем с его назначением быть не должно. Кажется, правда, что кто-то лишний. Либо тот Трамп, что стремится восстановить связи с Москвой. Либо все тот же Мэттис, что и при Обаме требовал едва ли не боевых действий против нее. Но, может быть, в этом несоответствии и заключается военная хитрость избранного президента.
Как ему еще нейтрализовать истеблишмент и оградить себя от его назойливости, если не наличием в своей команде такого персонажа. Это во-первых. Во-вторых, Трамп ведь и не скрывает, что он отнюдь не образец пацифизма. Он тоже не прочь повоевать. И для этого в Пентагоне ему нужен человек, который умеет это делать. А не только этим пугать, пусть и с маниакальным упорством, как Эштон Картер. К тому же, если есть "бешеный пес", то лучше держать его на своем поводке. По крайней мере, на заборе Белого дома можно будет повесить табличку: "Осторожно, злая собака". Чтобы ни у кого не возникло желания проверить, насколько.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.