Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Ей безостановочно аплодировали более 11 минут, прежде чем она смогла хоть что-то сказать. И это они еще не знали, что именно она скажет. Как, наверное, не знали и того, что идут на рекорд. Точнее, на рекорд стоят. Когда делегаты съезда ХДС приветствовали ее перед прошлым, восьмым, переизбранием, "бурные и продолжительные" не смолкали что-то около десяти минут. Но тогда это еще стоило того. А сейчас в Эссене создавалось ощущение, что этими овациями они словно сами себя вводили в транс. Чтобы принять неизбежность выбора, пытались захлопать внешнюю критику и внутренний голос.
А может, просто понимали, что следующего раза не будет. По крайней мере, те, кто хотел, чтобы и этого не произошло. Ведь было же здесь еще одно историческое "достижение". Худший результат Ангелы Меркель за все 16 лет руководства Христианско-демократическим союзом. За то, чтобы она осталась лидером партии, проголосовали всего 89,5% зала. Хотя на пике популярности, в 2012, за канцлерин давали 97,9. Теперь, кажется, что это совсем в другой жизни. До Украины, санкций, Сирии, мигрантов, Рождества в Кельне, "Альтернативы для Германии", небывалого падения рейтинга.
Но даже в лучшем своем состоянии она не дотягивала до тех, кого очень хочет переплюнуть если и не качеством власти, то выслугой лет. Конрад Аденауэр трижды получал на съезде 100%, Гельмут Коль не опускался ниже 98,5. Но Меркель, как говорят, и этого хватит, чтобы опять победить. Следующей осенью, на выборах в бундестаг. Только теперь она замахивается на мироустройство, явно считая, что Германию уже вполне устроила. Хотя сама признала, что легко не будет. "Предстоящая парламентская кампания самая сложная как минимум с момента объединения страны". Не стала уточнять, что потому и сложная, что снова с ней.
Чтобы ни у кого не возникло соблазна сделать это за нее, попыталась предстать в обновленном образе. Обкатать его, так сказать, на благодарной аудитории. Такой ее, пожалуй, действительно еще не слышали. Хотя всего-то и потребовалось, что подобрать антонимы к прежним установкам, чтобы перевернуть их в свою пользу. Если раньше смысл был "принимаем всех мигрантов", то теперь "выгоняем незаконных и запрещаем паранджу". Если прежде видела в России чуть ли не врага всего живого, то сейчас предложила пересмотреть отношение к ней.
С этого места, правда, хотелось бы поподробней, все-таки снять санкции не так просто, как паранджу. Но на эту тему больше не проронила ни слова. Видимо, посчитала, что для интриги достаточно и этого. И ведь на самом деле заинтриговала. Это была Ангела наоборот. Что такое ангел наоборот, о том лучше в церкви справиться. Но, в принципе, подкупает. Отскоблить, оттереть, довести до блеска. И старая монета может выглядеть как новая копейка. Другое дело, что ее ценность от этого не возрастет. Разве что потом, когда выйдет из обращения.
А пока это ее девятое переизбрание. Даже кошка на большее не рассчитывает. Если для Меркель и она не авторитет, то равняться канцлерин уже не на Коля с Аденауэром, а на Брежнева. "Бурные и несмолкаемые" у нее уже есть. Хотя, может быть, потому и самые продолжительные, что в театре так провожают в последний путь. А Меркель показала, какая в ней актриса умерла.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.