Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Во Франции растет число сторонников идеи проведения национального референдума о выходе из ЕС по аналогии с британским. По данным опроса "Sputnik.Мнения", определиться со своим будущим путем всенародного голосования хочет половина французов. Их можно понять. В определенном смысле Британия обогнала Францию. Галлов это, видимо, задевает. Потому что именно себя они считают законодателями политической культуры, которая потом находит подражателей и адептов по всему миру. Это повелось еще с французской революции 1789 года. А референдум, подобный Brexit'у, чем не революция? Коренная государственная ломка – и политическая, и экономическая. Последний раз во Франции мини-революцию устроил Шарль де Голль, когда вышел из НАТО и отправил в США большую часть наличных долларов, чтобы поменять их на золото, уничтожив тем самым американский золотой стандарт.
А тут вдруг Британия возомнила себя законодательницей политических мод. Нет, французы этого терпеть не хотят. Впрочем, похоже, в Старом Свете британская мода уже потихоньку приживается. На Апеннинах, как показывает опрос "Sputnik.Мнения", готовы хоть сейчас идти на референдум о выходе из ЕС более половины (53%) беспечных итальянцев. Опыт Британии вдохновляет не только простых граждан, но и их премьер-министра Маттео Ренци. Он решил провести 4 декабря референдум об изменении конституции страны, который может сильно изменить существующий в стране политический режим. Если голосование провалится, то Ренци уйдет в отставку, и как следствие – Италия будет ввергнута в политический и экономический хаос.
А вот основательные и прагматичные немецкие бюргеры пока взяли паузу на раздумье. Но и в Германии число сторонников референдума, аналогичного британскому, немалое. Согласно опросу "Sputnik.Мнения" – 43%. И эта цифра уже должна навести на раздумья брюссельских чиновников. Германия как-никак локомотив ЕС, а там, оказывается, около половины граждан не верят в будущий "о дивный новый мир", который им во всех красках живописует Брюссель.
Поляки более сдержанны насчет референдума о выходе из ЕС. И на то есть свои причины: во-первых, поляки – неофиты, не так давно вступили в ЕС. Во-вторых, у польской элиты давняя мечта – стать в Европе вровень с Германией. Пусть хоть и не по экономическим показателям, но хотя бы по политическим амбициям. В Польше все время на протяжении тысячелетней своей истории выдумывают какие-то "миссии" вселенского масштаба. Сначала была idée fixe – "Польша от моря и до моря", но явно не рассчитали своих силенок: орать на своих сеймах и сеймиках "не позволям" – это не то же самое, что бороться с Россией в чистом поле. Сейчас есть идея, судя по всему, стать общеевропейским лидером. Встать, так сказать, во главе всех прогрессивных западноевропейских демократических сил. Правда, что-то не очень в это верится, особенно немцам. У них даже термин есть старинный для характеристики подобных амбиций Варшавы – "polnische wirtschaft".
В общем, в Польше пока не готовы повторить Brexit. Но и там число выступающих "за" референдум неуклонно растет: в июле таковых было 33% из числа опрошенных, в ноябре – уже 38%.
Но, так или иначе, а призрак антиглобализма, судя по всему, уже бродит по Европе. Сегодня Британия, а завтра, глядишь, и Марианна вновь позовет французов на баррикады, вернее – на референдум. Есть такая римская поговорка: что порочно с самого начала, не может быть исправлено с течением времени. Не о Маастрихтском ли договоре речь?
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.