Президент России Владимир Путин поздравил журналистов RT и Sputnik с результативной работой и заявил, что принятая Европарламентом резолюция свидетельствует об очевидной деградации представлений о демократии в западном обществе. Ну а действительно, как еще можно назвать дискриминационный в отношении российских СМИ документ, граничащий с предложением ввести цензуру? Попытка административно ущемлять конкурентов или блокировать иную точку зрения – разве это не упадок хваленых европейских демократических институтов? Волей-неволей вспоминается Шпенглер с его "Закатом Европы". Но европарламентарии, похоже, все-таки лишены глубокого философского осмысления происходящего. Они действуют строго в рамках генеральной политического линии.
Примечательно, что резолюция, в которой противодействие "российской пропаганде" ставится в один ряд с информационной угрозой, исходящей от исламистов, не вызвала среди евродепутатов восторженного единодушия. Она была принята техническим большинством. В поддержку документа проголосовали 304 человека, против – 179, воздержались 208. Таким образом, "за" высказалось меньше половины парламентариев. И это симптоматично. Европа медленно и постепенно, но все-таки становится другой. Да и США после победы Трампа если не трансформируют всю внешнеполитическую парадигму, то ее оттенки изменятся точно. Не напрасно западные СМИ буквально паникуют по поводу результатов выборов в Болгарии и Молдавии, в целом по поводу усиления политиков, доброжелательно настроенных к России. В том числе в ключевых государствах ЕС. Типичный заголовок таблоидов, да и серьезных изданий тоже, выглядит примерно так: "Страны Восточной Европы переходят на сторону Путина".
Им нужно гнать волну, тем более что повод, действительно, есть. И логично было бы возгонять с новой силой антироссийские настроения сразу после принятия резолюции Европарламента. Но почему-то мейнстримовые западные издания ограничились лишь констатацией факта и описанием реакции российского руководства. Не потому ли, что собственная информационная политика терпит неудачу за неудачей, и даже в рядах европейских законодателей – раскол по поводу дальнейших отношений с Россией? Несмотря на то, что назойливо, день за днем Москву обвиняют в том, что она якобы оказывает поддержку оппозиционным партиям и организациям в странах ЕС, использует двусторонние межгосударственные отношения для разобщения членов сообщества. И все равно многие депутаты считают недопустимым упоминание России рядом с "Исламским государством" (террористическая группировка запрещена в РФ). В общем, неладно обстоят дела "в датском королевстве", если взглянуть на происходящее с позиции Брюсселя. Нет никакого единства.
Нет, конечно, Польша не могла промолчать. Ведь это именно евродепутат от правящей в этой стране партии "Право и справедливость" Анна Фотыга была автором документа. А посему местные СМИ растиражировали ту нехитрую мысль, что наконец-то, мол, появилась резкая реакция важнейшего института ЕС на ту самую пресловутую "российскую пропаганду". Ничего удивительного. Польша вообще ведет себя гиперактивно в рамках противостояния с Россией, причем в самых разных форматах, включая натовский. Варшава претендует на особо важную, одну ей известную роль в западном мире. Но не всегда получается. А точнее – почти никогда.
В унисон с Польшей, но несколько мягче, выступила известная, в том числе в ряде случаев и своей необъективностью, правозащитная организации Human Rights Watch. Там почему-то не усмотрели в резолюции очевидных ограничений свободы СМИ. Зато те, что воспринял документ критически, высказались ярко. Например, депутат Европарламента от Греции Сотирис Зарианопулос назвал его "памятником вульгарному антикоммунизму и реакционности". Генеральный секретарь Клуба журналистов Мексики Селесте Саенс де Мьера заявил о попытках фактического введения цензуры в Европе. А президент Международной федерации журналистов Филипп Леру обратил внимание на важнейшую вещь: российским СМИ не дали возможности защитить свою позицию перед евродепутатами, а цензура – не метод борьбы с так называемой "пропагандой". Итальянский евродепутат Лоренцо Фонтана еще раз указал на то, что Россия должна быть важным партнером. И посетовал на то, что "кто-то этого не понимает".
Европарламент, пытаясь топорно и грубо бороться с RT и Sputnik, по сути, демонстрирует свою крайнюю архаичность. И абсолютно не принимает в расчет того, что любые запреты и преследования только повышают интерес к этим ресурсам, их авторитет и рейтинг. Так что резолюция может иметь обратный эффект. Пользователям, людям, гражданам нужны не директивы, а свободная и разносторонняя информация. И они ее получают в том числе из российских СМИ. А некоторые европейцы и американцы, включая популярных политиков и общественных деятелей, даже благодарят Москву за возможность иметь альтернативу, без которой западный мир со всеми его продвинутыми технологиями и достатком перестает быть цветным.