Это еще не обращение к нации по общенациональным каналам в прайм-тайм. Но уже и не Twitter. YouTube. И Дональд Трамп впервые после выборов на фоне американского флага. Планы на первые сто дней. Ничего нового, кроме статуса. Теперь это избранный президент. Громадье не громадье, а хватка впечатляет. Можно представить, как у него чешутся руки. Он же так не привык. "Сделку" с народом заключил, конкурентов устранил, а еще два месяца ждать. И ладно, если бы только переезда в Белый дом. Как говорится, Обама с ним. Но в остальном – упущенная выгода. Иди-знай, что Обама этот до 20 января натворить успеет. Это же он его, Трампа, будущее транжирит.
Впрочем, не исключено, что республиканец совершенно напрасно грешит на предшественника. Тот, похоже, совсем скис. И на последнем своем саммите предстал каким-то безобидным. В Перу на форуме АТЭС выглядел тихим и потерянным. Даже не потому, что на общем фото оказался ближе к краю. Но еще ведь и рядом с этим несносным Дутерте. Пожалуй, большего оскорбления, чем соседство с президентом, которому так и не смог достойно ответить, не придумал бы и сам Дутерте.
Однако последнее слово Обамы на пресс-конференции в Лиме все равно – "исключительность". Хотя в таком контексте оно и прозвучало трагикомичным напутствием сменщику. Понятно же, что тот едва ли захочет себе такого вот конца. Тем более с таким-то началом. Трамп уже желает, чтобы все. В смысле, поняли сразу, что пришел совсем другой президент. А это значит, в первый же день после инаугурации выйти из Транстихоокеанского партнерства, затем сделать "то же самое" с договорами TTIP и NAFTA. Потому что, цитата, "для США они – катастрофа".
Обещает без раскачки, лишь переступив порог Белого дома, начать разгребать наследство его предыдущих обитателей. И речь вовсе не об огороде Мишель Обамы. Камни полетят не только в него. Хотя новый хозяин президентских апартаментов настроен так, чтобы и разбрасывать их, и собирать. По крайней мере, возвращение американских корпораций из Китая и Мексики ради рабочих мест на родине – тоже в числе его приоритетов. Снять ограничения на выброс углеводорода, увеличить пошлину на импорт, провести налоговую реформу, отменить квоты на добычу угля и нефти. Это тоже для того, чтобы делом занимались, а не протестами.
А еще – привет супругам Клинтон – прижать "лоббизм", запретив чиновникам заниматься им даже после отставки в течение пяти лет и пожизненно – ради иностранных компаний. Разработка "всеобъемлющей безопасности", в том числе защиты "от кибератак". Естественно, наведение миграционного порядка и борьба с нелегалами. Но пока без стены. Во всяком случае, в обращении о ней не вспомнил. Заблокировать захотел лишь строительство фермы рядом с его гольф-парком. А, нет, это на отдельном листочке и за кадром. Хотя именно с этого и начал бы. Жаль, клуб в Шотландии, а Найджел Фарадж там – пока оппозиция.
Поэтому "Америка прежде всего". "Извини, детка". Впрочем, "детка" и не в претензиях. Мелания Трамп сама отказалась переезжать в Белый дом до конца учебного года. Не бросать же их десятилетнему мальчику элитный колледж в Нью-Йорке только из-за того, что его папа теперь – отец нации. Как говорится, "не будем мешать папе". А тот собирается потрясти мир. И все это только за первые сто дней. Надо же ему куда-то энергию девать. Главное, чтобы в мирное русло.