Лидеры правящей в ФРГ коалиции после долгих консультаций буквально в мучениях договорились-таки о выдвижении нынешнего министра иностранных дел социал-демократа Франка-Вальтера Штайнмайера кандидатом на пост президента Германии. Действующий глава государства Иоахим Гаук отказался баллотироваться повторно, что вполне логично ввиду его весьма почтенного 76-летнего возраста. Роль президента в немецком государстве – относительно номинальная: как правило, он занимается законодательной и кадровой, и лишь отчасти внешнеполитической деятельностью. В последние десятилетия ярких, формирующих политический мейнстрим людей на этом посту было немного. Вся полнота власти остается за канцлером.
В этом смысле президентская должность Штайнмайера больше будет напоминать почетную пенсию, в то время как сейчас он непосредственно и конкретно влияет на внешнюю политику страны и всей Европы. Однако для взаимоотношений Москвы и Берлина его избрание – очень даже неплохо. Штайнмайер, по прогнозам, на грядущих выборах не будет иметь равновесных конкурентов. Он авторитетен как внутри Германии, так и вне ее пределов. И что наиболее весомо в нынешних условиях затянувшейся антироссийской истерики, глава МИДа – вполне рациональный и взвешенный дипломат и политический деятель. Конечно, его никак нельзя назвать "пророссийски настроенным", но и к русофобам тоже не отнесешь – таким, как польский министр обороны Мачеревич. А значит, обладая пусть ограниченной, но все-таки властью, он не станет фигурой, подливающей масла в "огонь" обострившихся отношений России и Запада.
Но главное даже не в этом. Избрание президента в феврале 2017 года станет прежде всего прологом к парламентским выборам в Германии, запланированным на будущую осень. Ведь именно бундестаг определяет, кто станет следующим канцлером, де-факто формирующим текущую внешнюю и внутреннюю повестку государства. Даже при невысоком рейтинге и негативном отношении очень большого числа немцев к Ангеле Меркель, пока реальных конкурентов у нее нет. Впрочем, судя по результатам выборов в США и победе Дональда Трампа, больше похожей на революцию американцев против Системы, в ближайшие месяцы и политическую жизнь Германии могут ждать сюрпризы. Не секрет, и это показали недавние выборы в парламент Берлина, что в стране все отчетливей и все настойчивей заявляют о себе правые. Всему виной тот самый миграционный вопрос, в котором Ангела Меркель до последнего времени проявляла удивительную либеральность. В результате ухудшающейся социальной и криминогенной ситуации в стране ее партия Христианско-демократический союз у избирателей нынче далеко не в почете. А значит, и дальнейшая политическая судьба фрау канцлерин находится в подвешенном состоянии. Дополнительный аргумент в пользу этого – активная, если не сказать суперактивная позиция Ангелы Меркель в развязывании против России очередного этапа "холодной войны". Несмотря на пропаганду, львиной доле германских граждан категорически не импонирует воинственная антироссийская точка зрения официального Берлина.
Федеральный канцлер, бесспорно, понимает, что кресло под ней все сильнее шатается. Не напрасно в момент подсчета голосов на выборах в США она вдруг заявила, что действия неких "российских хакеров" могут повлиять на ход голосования в ее стране. Видимо, вслед за США – если вспомнить безапелляционные утверждения американских демократов во главе с Хиллари Клинтон. Создается ощущение, что Меркель хочет подготовить общественное мнение в Германии к тому, что если она проиграет, то в этом будут виноваты не ее собственные грубые просчеты, а исключительно те самые "злобные хакеры" из России. Благо до выборов в бундестаг еще есть время.
Феерическая, похожая на гром среди ясного неба, победа Дональда Трампа не может не сказаться на положении нынешних европейских элит. Изменения, прежде всего, ждут Германию и Францию – государства-драйверы Евросоюза. Злые языки говорят, что при 45-м президенте США Трампе евроэлиты "посыплются". Но это вопрос времени. Ощущение такое, что они посыпались бы в любом случае. С такими рейтингами, как у Франсуа Олланда, второй раз президентами не избирают. Очевидно, что Берлин соединен с Вашингтоном сотнями политических, экономических, военных и культурных связей, которые неизбежно будут влиять на ход предвыборной парламентской гонки в Германии. Многие ведь до сих пор считают немецкое государство полуоккупированной американцами территорией с учетом огромного количества там военных баз США. И в этом смысле команду Меркель не ждет ничего хорошего. Неолиберальный курс Берлина привел к социально-экономическому расслоению населения и многим другим большим проблемам. И, что самое главное, он как близнец был похож на политику последних администраций в Соединенных Штатах. Так что радикальные изменения в Вашингтоне гарантированно вызовут резонанс в Германии. Главное, чтобы не политическую бурю, в которой выживает сильнейший. Ведь этот сильнейший может обладать радикальными правыми взглядами.