Россия и США выступили против изменения процедуры применения права вето в Совете Безопасности ООН. Представители Москвы и Вашингтона сошлись на том, что этот политический инструмент служит для поиска сбалансированных решений и должен остаться в неизменной форме. Однако представители Великобритании и Франции с этим не согласны, они убеждены, что право вето используется не для поиска компромисса, а в узких интересах отдельных государств. При этом все члены постоянного состава Совбеза высказываются за его реформу, хотя универсального решения на этот счет пока нет.
По словам руководителя Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаила Нейжмакова, мнения сторон вокруг права вето по-прежнему различаются.
"Идея об ограничении права вето обсуждается уже давно. Еще в 2013 году французский лидер Франсуа Олланд предложил установить правило: в случае запроса 50 стран-членов Генассамблеи ООН в ситуациях, когда, по их мнению, совершается геноцид или военные преступления, постоянные члены Совета Безопасности отказываются от применения права вето по данному вопросу. Это "мягкое" ограничение. С другой стороны, существует достаточно активное движение за отмену права вето в ООН. Понятно, что целому ряду постоянных членов Совбеза такой вариант не подходит. К слову, Соединенные Штаты в данном случае теряют даже больше, чем Россия. Поскольку, если посмотреть статистику применения права вето с 1990 года, то можно увидеть, что США чаще, чем Россия пользовались этим правом: 16 раз его использовали США и только 13 раз Россия", – сказал Михаил Нейжмаков в эфире радио Sputnik.
Россия продолжает поддерживать идею придания Совбезу более представительного характера за счет участия в нем развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. По словам Михаила Нейжмакова, США готовы поддержать идею о том, что состав постоянных и непостоянных членов Совбеза может быть расширен. Хотя выступают за скромное расширение.
"Эта идея давно витает в воздухе. Действительно, с тех пор, как в 60-х годах последний раз расширялся состав Совета Безопасности, много воды утекло: ситуация в мире изменилась, появились игроки в международной политике, которые сейчас набирают вес. Например, Индия и еще целый ряд стран, которые тогда не играли такой большой роли. Понятно, что сейчас они должны быть представлены в Совбезе. И рано или поздно это произойдет", – убежден политолог.
По его мнению, усилий одной только России мало для того, чтобы авторитет ООН сохранялся в будущем.
"Это вряд ли зависит от одной страны. Нужны коллективные усилия ключевых участников ООН. Авторитет ООН вырастет в том случае, если чаще будут соблюдаться принципы международного права, если ключевые участники ООН будут идти на компромисс друг с другом, а не продавливать решения, как это сейчас делает Вашингтон", – заключил Михаил Нейжмаков.