"Даже немой заговорил", – как сказали бы у нас, вспоминая фильм "Гараж". "Великий немой", – уточнили бы у них. Все-таки британская MI5 и "синематограф" – почти ровесники. Стало быть, первое за 107 лет существования этой спецслужбы интервью ее директора – такое же откровение, как и "Прибытие поезда". В звуке. В смысле, ничего нового, кроме неожиданного ракурса. Всегда ведь считалось, что и в этом ведомстве принято твердить: "вопросы здесь задаю я". Однако его шефу Эндрю Паркеру захотелось ответить самому. На все вызовы. Хотя бы в печатных выражениях газеты The Guardian. Но чтобы непременно обратили внимание.
А то Россия, например, ведет себя так, словно и не замечает вовсе, что в Британии, между прочим, все еще есть контрразведка. А вот она-то как раз очень хорошо замечает в России угрозу. Как доверительно сообщил Паркер, Москва использует "целый ряд государственных органов, чтобы продвигать свои интересы за рубежом все более агрессивными методами, включая пропаганду, шпионаж, подрывную деятельность и кибератаки". "Она сегодня действует по всей Европе и в Великобритании, а работа MI5 в том и заключается, чтобы встать на пути всего этого", – заставил он сограждан риторически переспросить: "так почему не встали-то?".
А это потому, читаем у Паркера дальше, что кроме Украины и Сирии, где, по его оценкам, Кремль наглядно показал свои "наклонности", есть еще "большой объем работы, который находится вне поля зрения". Надо полагать, и его конторы тоже, коли "в Великобритании действует множество российских агентов, в цели которых входят военные секреты, промышленные проекты, внутренняя и внешняя политика", – это все, что он может сообщить. Ни фактов, ни доказательств, ни разоблачений. Все так, будто им тоже предстоит выбирать между Трампом и Клинтон в пользу Клинтон.
А им, судя по всему, уже следовало бы выбрать себе нового директора MI5. Этого вот ведь как проняло. Хотя, может быть, это потому, что в Соединенном Королевстве пусть еще не все прогнило, но уже все смешалось. Дипломат Джонсон, вопреки приличиям, науськивает на российское посольство толпы протеста. Премьер Мэй вопреки фамилии не может справиться с Brexit'ом. Сам Brexit, вопреки сути – не выход из известно чего, а вход неизвестно во что. В такой ситуации не так заговоришь.
Особенно, когда корабли бороздят. "Грозный атомный флот Путина в 10 милях от Дувра". Это Daily Express. "Россия обещает болезненный ответ на новые санкции, в то время как ее военная эскадра окружает Британские острова". Это Daily Star. В том же духе The Sun. The Times. "The Паркер". В смысле, шеф контрразведки, конечно, должен был взять это дело на карандаш. И это еще вопрос, кто из них у кого списал слова. В любом случае он сказал не больше, чем знает. А знает не больше, чем все. Вот только проход российской боевой группы через Ла-Манш пропустил и через себя. И это еще хорошо, что с такой впечатлительностью из окна не выпал.
Хотя то, что директор секретной службы вышел в тираж – это тоже почти профессиональный суицид. Полный провал. Выдал же все свои страхи. А должен-то по идее с ними бороться. Да если бы турки так реагировали всякий раз, когда мы через Дарданеллы с Босфором проходим, у них даже дети рождались бы седыми. Паркер же своим согражданам гарантирует разнообразие угроз. "По моим прогнозам, мы сможем предотвратить большую часть терактов, но они все равно будут происходить". Все-таки, как здорово, что он уже не немой. Плохо, что и не великий.