У Филиппа VI, похоже, появится, наконец, возможность познать всю полноту пусть и конституционно ограниченной, но все-таки монаршей воли. Он начал очередную серию консультаций с лидерами парламентских фракций об объявлении даты первого и второго туров голосования по премьеру. И на этот раз, видимо, последнего. Он ведь королем Испании уже больше двух лет, а еще ни разу не утверждал главу правительства. Тот, что сейчас и.о., по сути, достался ему по наследству от отца. Мариано Рахой председателем кабмина – с декабря 2011 года.
В отличие от Хуана Карлоса I падение авторитета власти не стало для него поводом для самоотречения. И после парламентских выборов 2015 года, и после них же, но уже внеочередных в июне 2016, идет он на премьерство, как танк. Точнее, как танк на нем стоит. То есть, настаивает. Потому что сдвинуться как раз силенок и не хватает. У его "Народной партии" 137 мандатов. Вместе с правоцентристами из "Граждан" – 169. Плюс Канарская коалиция, у которой один мандат. В парламенте это все вместе – даже не половина. Поэтому проиграл в нем 31 августа. Затем 2 сентября – повторно. И хотя до 31 октября есть еще одна попытка провести оба раунда с самого начала, мало кто предполагал, что они сложатся как-то иначе.
Но когда от очередных, уже третьих за год всеобщих выборов страну отделяло всего ничего, выяснилось: тот, кто им мешает, тот им поможет. В смысле, мешать не станет. Непримиримые социалисты, 85 депутатских мест которых позволяют им блокировать избрание премьера, решили несколько отступить от своих принципов. Вернее, остаться с ними, но во втором туре нового голосования никому об этом не говорить. Они просто от него воздержатся. И тем самым откроют Рахою двери в кабинет министров, поскольку во втором туре ему достаточно простого большинства, а не абсолютного, как в первом.
Кроме того, получится, что именно социалисты избавят Испанию от продолжения этой нелицеприятной истории под названием "бесправительщина". Пусть и не как смех без причины, но власть без премьера – тоже полумера. Ни авторитета должного, ни уважения. Ни снаружи, ни даже внутри. Каталония вот опять распоясалась – вновь норовит референдум о суверенитете провести. И все это продолжается уже более 300 дней. Не бельгийский, конечно, антирекорд в 541 день, но для Испании это тоже беспрецедентно.
Может быть, им и не вспомнят, что по большому счету это из-за их социалистического упрямства страна и угодила в эту политическую трясину и правительственную недостаточность. Судя по резкому падению рейтинга ИСРП, электорат сейчас именно так и думает. Партия переживает едва ли не худший момент в своей биографии. И поэтому ей мало улыбалась еще одна избирательная кампания. Тем паче, уж очень активно слева напирает на их второе место радикальная Podemos. Одним словом, пас – это лучшее, что могли придумать социалисты в этой ситуации.
Потому они и отправили в аут своего многолетнего председателя Педро Санчеса, что брал игру на себя, но игры не делал. В результате они даже не могли Рахоя критиковать за его ошибки, поскольку сами же лишили его возможности их совершать. То ли дело потом, когда он возглавит правительство меньшинства официально. Он же шагу не сможет ступить без поддержки своих оппонентов. Только если с вещами на выход. Но это уже будет его выбор. Иначе говоря, социалисты согласились быть аксессуаром властного кафтана. Но следуя старой испанской пословице, согласно которой даже одна неправильно застегнутая пуговица портит весь внешний вид.