Президент Филиппин Родриго Дутерте смачно и с упоением шлет к черту Барака Обаму и все его Соединенные Штаты. На этот раз оскорбления в адрес американского президента и решение "распрощаться" с Америкой он озвучил из Китая. Что символично.
В ходе официального визита выяснилось, что Манилу и Пекин связывает, оказывается, давняя дружба. И плевать на этот международный арбитраж по Южно-Китайскому морю, на все эти территориальные споры и недопонимания. К тому же, иск подавал не Дутерте, он пришел уже после этого, так что, вроде, и не имеет к этому отношения. Вот и начали Филиппины несколько месяцев назад ломать лед в отношениях с Китаем.
Ну и вроде получилось. Председатель КНР Си Цзиньпин не скупился на добрые слова о перспективах отношений двух стран. К тому же, к визиту подготовили соглашений на 13,5 млрд долларов. А Дутерте между делом скромно намекнул, что если бы Филиппины "могли получить то, что вы давали другим странам в виде помощи", было бы очень даже неплохо. И вспомнил о своем китайском дедушке. В общем, друзья навек.
Но, во-первых, китайцы не так просты, особенно в вопросе денег. С другой стороны, в этом треугольнике третья сторона – американцы, которые тоже легко от своего не отказываются. А Манилу они, конечно же, считают своим союзником – по оценкам социологов из США, Филиппины вообще чуть ли не самая проамериканская страна в мире.
В общем, не все так просто: и китайцы пока не то чтобы распахнули свои объятия, и США вроде не рубят с плеча и не рвут связи с Филиппинами. Мало ли, может, слова Дутерте – просто пиар, а никакое не обещание реальных действий. К тому же, как пишут западные эксперты, эта ситуация может быть удобна и Вашингтону. Ведь политическое потепление в Южно-Китайском море означает, что конфликта точно не будет, и американцам не придется ввязываться в эту ссору из-за союзника – Филиппин. Который, к тому же, официально посылает их к черту.
В общем, проклятия летят, контракты заключаются, но новые связи не устанавливаются за два дня. И, возможно, никакой это не разворот от Америки к Китаю, а просто попытка Манилы найти новый баланс в регионе. И общаться теперь и с Вашингтоном, и с Пекином.