Обычный в таких случаях штамп "до компромисса – как до Марса" на этот раз оказался неуместен. До Марса ближе. Когда лидеры "нормандского квартета" усаживались за круглый стол, совместная космическая миссия России и Евросоюза "ЭкзоМарс" как раз добралась до Красной планеты. Пусть с модулем "Скиапарелли" что-то там не так пошло. Но, во-первых, для того и совместные усилия, чтобы все подправить. А во-вторых, на земле-то у них совсем не идет. Хотя до Берлина все-таки добрались. Между прочим, как говорят политологи, тоже маленькая, но общая дипломатическая победа. Ведь и этот день все приближали. Как могли.
Формат четырехсторонний, но это совсем не квадрат. С какой стороны ни посмотришь – перекос. Как ни крути, а получается три к одному. Три мужчины – одна женщина. Три лидера – один Порошенко. Трое без очков – один с вооруженным взглядом. Наконец, один целый и три составляющих. Вообще, с его стороны это было крайне великодушно: уважить деятелей, которых даже в их странах не уважают. У Порошенко рейтинг на грани статистической погрешности. Олланд и без войны стремится к тому же. А после скандальной книги "Президент не должен был об этом говорить…" даже верный его премьер Вальс со стыда решил гулять от него подальше.
Пожалуй, лишь хозяйка оказалась Путину под стать. Ее популярность в Германии, как и его. Здесь же. Так что можно сказать, что на этом саммите было два немецких лидера. Но только за одним из них – Россия и правда. Собственно, Путин потому сюда и приехал, что не жадный, и готов российской правдой поделиться со всеми. Даже с Порошенко. Понятно, что в его случае – не в коня корм. Да и Олланду с Меркель она не по вкусу, хотя бы потому, что политического веса не прибавляет. Но и им приходится глотать. Ну или сглатывать.
Путин не был в Берлине, как говорится, со времен покорения Крыма. Хотя вряд ли немцы правильно поймут игру слов, если не добавить к ним "и взятия Очакова". Но, когда их медиа сам факт появления здесь президента России назвали сенсацией, уже стало ясно: других не будет. К тому же и Меркель накануне предупреждала, что чуда не ждет. Правильно. Ждала бы чуда – пригласила бы фокусника. Впрочем, факир был. Пьян. Пусть на этот раз и капли в рот не взял и мог дыхнуть. Но внешность не обманывала. Порошенко пьянило чувство собственного достоинства. По крайней мере, до того, как приехал Путин.
Можно лишь догадываться, какие чувства одолевали российского лидера при виде этой троицы. Но не террористы же. А значит, в переговоры с ними вступать можно и нужно. По Украине – свыше пяти часов. О Сирии уже без Порошенко – полтора. Она шла как бы в нагрузку, чтобы два раза не встречаться. Хотя, если Меркель с Олландом хотели и в этом деле проявить "нормандскую" въедливость, им следовало бы и сюда пригласить президента страны обсуждения. Тем паче, его рейтинг на порядок выше Порошенко. А так Путин говорил и за себя, и за того парня. Заранее связался с Асадом по телефону. Однако по Алеппо в Берлине "сверить часы" было даже в теории невозможно. Только в России и в Сирии они показывают одно время.
Что касается Украины, то официально считается, что никаких документов подписано не было. Ошибка. Было. В феврале 2014. А "дорожная карта", о которой сейчас речь – лишь приложение. Хотя вещь, безусловно, полезная, особенно, если кто-то не помнит, где выход. По сути, в Берлине еще раз жирно навели путь к миру. А то после Минска он начал стираться и местами уже еле заметен. Но это ведь карта о двух концах. Она может повести как в нужную сторону, так и в противоположную. Не забыть бы Порошенко, пока летел в Киев, куда именно его отправили. В самолете знаете, как бывает. Тем паче с теми, кто панически боится упасть с высоты, на которой оказался.