Автор Евгений Майструк
Дорога
Рано утром из подмосковной Каширы отправляется автобус. Время "горбатых" старых ПАЗиков, видимо, безвозвратно прошло, и в провинции – машина новая, с кондиционером и мягкими креслами. Пассажиров немного. За окном – то распаханные поля, то пастбища. Притормаживаем. Тысячи овец переходят дорогу – белые, бурые, пятнистые… Направляют отару всего два погонщика.
"Это не местные, – вдруг начинает объяснять пассажир, сидящий рядом со мной. – Несколько лет назад взяли землю в аренду и вот, ведут хозяйство. Успешно ведут-то: поголовье к десяти тысячам приближается. А раньше здесь и не было никого, заброшенная земля была".
"А много хозяйств таких в районе?" – спрашиваю.
"Да все больше становится".
Село Иваньково – конечная. Теперь надо добраться до фермы в Белугино. Вариантов немного. Или на попутном автомобиле, или пешком. Раньше ходил автобус – сейчас только школьный. Несмотря на душную жару последних дней августа, выбираю второй вариант. Говорят, когда-то по этой дороге ехал в гости губернатор. Тогда ее немного подремонтировали. Но было это, судя по всему, давно. Сейчас водители вынуждены проявлять изобретательность, чудеса маршрутизации и всю дорогу крутить руль слева направо, справа налево…
На пути – деревня Восьма. В июле 1607 года в этих краях была знаменитая Восьминская битва. Историки говорят, что участвовали в ней 30 тысяч восставших крестьян. Но в том сражении убедительная победа осталась за царскими воинами Василия Шуйского.
Поместье
Именно в такой усадьбе, будто из пьес Чехова и Тургенева, жили русские интеллигенты центральных губерний империи. Высокий, с небольшими колоннами над главным входом дом, окрашенный в нежно-розовый цвет. Тишина, от которой давно уже отвыкли жители городов, нарушается лаем собак и криками петухов. Воздух согрет лучами недавно взошедшего солнца.
Меня встречает хозяйка – Галина Пивовар. Без преувеличения, самый известный фермер в регионе – первый председатель Движения сельских женщин России в Тульской области. Друзья называют ее "хранительницей земли".
"А вы сами-то хотите на земле работать?" – спрашивает сразу после приветствия.
"Не знаю, – теряюсь я. – Этому ведь учиться надо".
"Этого нужно просто хотеть, – говорит Галина Степановна со вздохом. – Желающих, надо сказать, недостаточно".
В этом доме, как мне сказали, всегда много гостей. Чиновники и краеведы, фермеры из близких и не очень сел, известные в крае и далеко за его пределами поэты, художники, писатели. И сегодня я был не единственным, кто навестил Белугино. В уютном зимнем саду, из которого на лето не вынесли лишь одинокий высокий кактус, разговариваем с Татьяной и Александром Каминными, приехавшими из Каширы.
"У нас один казак из Ростова шел на лошадях, хотел попасть в Бородино, рассказывает Александр. – Он, правда, на сутки опоздал туда, зато остановился здесь. Галина Степановна нам говорит: "Приезжайте скорее. Здесь такой казак! Такие стихи читает! Наизусть помнит очень много"".
"А вы сюда часто приезжаете?"
"Довольно часто, – отвечает Татьяна. – Мы дружим лет шесть. С тех пор, как в Каширском краеведческом музее Галина Степановна рассказывала о том, как они восстановили Святой источник. Мы заинтересовались, где он находится. Она говорит: приезжайте, я покажу".
"Потом там построили купель, часовню", – говорит Галина.
Часовня стоит вдалеке от Белугино. В самой деревне, несмотря на ее многовековую историю, церковь не строили никогда. Причиной тому – древнее поверье.
Легенда Белых лугов
На тульские, каширские и рязанские места в году 1592 от Рождества Христова пришло 80-тысячное крымское войско. Во главе стоял могущественный хан Фети-Гирей. И битва была жестокая. И тысячи русских воинов полегли. Взяли татары "полону много множество, яко и старые люди не помнят такие войны". Тысячи пленных увели с каширского берега.
Остались только старики немощные да женщины с детьми. И собрали всех, кого не стали уводить, вместе, и заперли в церкви да подожгли ее. Лишь нескольким женам удалось сбежать с детьми на руках. День и ночь шли они по берегу Оки, по землям, ханом разоренным, по лесу да по полям. Пока не вышли на опушку дивно белую от ромашек цветущих. И поселились там, и дали тому месту имя Белые луга. А церковь возводить никогда не стали.
Но рядом с деревней строят часовню. Стоять она будет поодаль, чтобы не тревожить былинную память живущих в Белугино потомков тех, кому удалось спастись от воинов Фети-Гирея.
"Вот шесть колоколов отлили. Скоро их повесим на новой колокольне, а потом освятим", – рассказывает Галина Степановна, пока мы идем в цех по приготовлению сыра.
Сыр и козы
Именно о сыре, который делают в Белугино, рассказывают удивительные истории. Говорят, что лучше, чем здесь, его не делают ни в России, ни в Европе. Кто бы мог подумать: камамбер, чеддер, да еще и авторские сорта – "Коломна" и "Ладога"… И все это – на ферме в сотне километров от Москвы.
"Здесь будем делать настоящий сырный цех. Сейчас пока не все еще готово. Ты нас угостишь каким-нибудь сыром?" – обращается хозяйка к своей помощнице.
"Я могу вам дать кусочек вот такого. Это, по-моему, "Коломна"".
"Ага, мы попробуем. Корреспондент увезет с собой кусочек", – шутит Галина.
Сейчас сыр разных сортов делают не только в этой усадьбе, но и в соседней. Расположенная неподалеку от Белугино ферма только строится. Управляет ею юная, но уже весьма опытная хозяйка – Светлана, которую Галина Степановна считает своей преемницей. Некогда успешная московская предпринимательница, родившаяся в столице и получившая блестящее образование, несколько лет назад бросила городскую суету и переехала в деревню. Здесь – коровы, козы, утки…
Становлюсь невольным свидетелем обсуждения важнейшей проблемы – как перевезти только что купленных Светланой породистых коз на ферму.
"У нас есть большой прицеп. Там будет стоять один экскаватор. И все. Две козы и козел. Так, может, сказать, чтобы их стреножили и положили рядом с экскаватором?"
"Ну конечно! Их положить тогда надо, лежа везти. А как же? Они же там все побьются об ваш экскаватор", – дает совет старшая подруга.
Лес, земля и перспективы
"Света занимается реальным сельским хозяйством, – рассказывает Галина Степановна о своей преемнице. – Это и земля, и люди, и животные – все для того, чтобы развивать животноводческое направление. Но главное – это желание работать на земле".
Галина Пивовар с супругом – полковником в отставке – приехала в Белугино из Москвы больше 20-ти лет назад, оставив в столице удобную и комфортную жизнь в уютной квартире недалеко от центра. В девяностые было много скептиков. Тех, кто смотрел вслед уезжающим в деревню из более-менее сытой столицы и бормотал: ну куда они едут? Зачем лишают себя возможности жить в мегаполисе? Ведь скоро вернутся…
А они не вернулись. Несмотря на то, что жить сначала пришлось в весьма сложных условиях. Первым делом нужно было сделать крышу в купленном доме. А потом были и удачи, и потери. Без них никак. Сейчас есть, кажется, все. Но успокаиваться рано. Теперь совсем другие заботы – более глобальные.
"Даже наилучший зарубежный опыт, перенесенный на русскую действительность, дает другие результаты. И они связаны и с русским менталитетом, и с той экономической ситуацией, в которой мы находимся, –делится Галина Степановна. – Вот у нас здесь единственный лес – 300 гектаров – посажен в начале прошлого века. В 1907 году его заложил главный лесничий Тульской губернии. И сейчас мы все понимаем, что пришло время его менять. Должен быть другой лес на этом же месте или рядом. Но каждый, у кого здесь участок земли, считает, что этот лес не его. И действительно, ведь он не принадлежит никому сейчас. А значит, и не бережет его никто. И тем более никто не будет сажать вместо него новый".
И еще приходится думать о перспективах земли, на которой живешь. На берегах Оки на тульских просторах планируют создать рекреационный центр. Сельский туризм – одно из самых перспективных направлений. Начало уже положено – пусть с трудом, преодолевая проблемы и сталкиваясь с неожиданными трудностями, но в окрестностях Белугино строят новые гостиницы для тех, кто хочет приезжать сюда на выходные, на каникулы, в отпуск…
Наверняка, кто-то обязательно захочет здесь остаться навсегда. Как Галина Пивовар четверть века назад.