Автор Евгений Майструк
Монастырь в ущелье
Над ущельем быстрой горной реки Гохт в Восточной Армении разносятся песнопения и молитвы. Один из древнейших христианских монастырей Гегардаванк, как и сто, и двести лет назад, доброжелательно принимает паломников и гостей. И, как и тысячу лет назад, готов дать отпор неприятелю.
Монастырь назван в честь копья, которым воин Лонгин пронзил тело Христа на Голгофе. Считается, что реликвию принес в эти земли апостол Фаддей. Веками монахи и послушники оберегали и хранили ее здесь. И сейчас святыня по-прежнему в Армении – у престола верховного Католикоса всех армян в Эчмиадзине.
Храмы и кельи вырублены в неприступных скалах, а в одной из самых дальних пещер – источник, который считают священным. По легенде, рядом с расщелиной, из которой тысячи лет льется кристальной чистоты вода, и основал Григорий Просветитель эту обитель в IV веке.
Для Армении эти века были полны трагических поражений и героических побед. Всего в нескольких десятках километров от Гегарда десятки тысяч воинов персидского царя пытались завоевать Ошакан. Но потерпели поражение, а победитель – князь Ваан Аматуни – за мужество и доблесть получил это село в дар от армянского царя Хосрова Второго Котака.
Вера
Все здесь давно изменилось. Новое время пришло в Ошакан, поглотив сотни войн десятков поколений. Неизменной остается чарующая природа армянской долины – цветущие сады гранатов, абрикосов и персиков. И воздух, наполненный запахом спелого лета. И ароматы альпийских трав, принесенные в долину легким восточным ветром.
В тени щедрых плодовых деревьев беседуем с руководителем компании, которая, по всей видимости, совсем не случайно в переводе называется "Бабушка села".
"В Ошакане я родилась и выросла, – рассказывает Вера Григорян. – Работала учителем физики, астрономии в нашей школе. Потом директором. А в середине девяностых такие сложные времена в Армении были… Зарплаты учителя не хватало на самые необходимые продукты. И тогда я задумалась о том, чтобы начать свой бизнес. И построить в Ошакане свою школу".
"Все это Вы начали, чтобы построить здесь школу?" – удивляюсь я.
"Да, школу, в которой ученики будут не просто учиться, но и на практике осваивать полученные знания. Мы будем сажать деревья, убирать урожай".
В минувшем сезоне ученики местной школы уже приходили сюда в гости – делали икру из баклажанов. А теперь Вера-джан (как уважительно называют хозяйку гости) ждет к себе студентов сельскохозяйственной академии.
Компания, которой руководит Вера Григорян, экспортирует сухофрукты в Россию (например, на Сахалин), но что более удивительно – сушеные персики, абрикосы и чернослив тоннами импортируют французские, ливанские и иранские компании. И если с россиянами и французами вопросов не возникает, то зачем армянские сухофрукты из Ошакана везут на Ближний Восток? Оказываются, только абрикосы и персики, выращенные в Армении, затем превращаются в сухофрукты, которые обладают столь восхитительным вкусом. Говорят, все из-за дивного сочетания горного воздуха и кристальной воды, наполненной редкими минералами. Чтобы удовлетворить спрос, фирме иногда приходится нанимать до тридцати сотрудников.
Время даром не теряем. За разговором женщины готовят сладкий суджук. Заодно узнаю, как и из чего его делают.
"Те, кто покупает суджук на рынке, возможно, и не знают, как это готовится. Нанизываем грецкие орехи на нитку, а затем окунаем в густой сладкий сироп…"
Рассказ прерывает телефонный звонок: свое дело требует постоянного внимания. Продолжаем процесс с помощницей Веры – Леной Месропян.
"Имя Лена в Армении редкое?" – интересуюсь.
"Редкое, – соглашается собеседница. – Меня так бабушка Есхапет назвала".
История Есхапет
1915 год. Город Ван практически опустел. Отступавшие под напором войск русской Кавказской армии отряды младотурецкой милиции и их союзники из числа местных продолжали неистово уничтожать христиан. Ненависть обрушилась на армян и ассирийцев.
Девятилетнюю Есхапет обнаружили фидаины – армянские ополченцы из отряда самообороны. Испуганная до смерти, дрожащая от холода и голодная, она лежала на берегу реки Мурат под телом своей матери, погибшей несколько дней назад. И старалась не шевелиться – боялась, что с ней поступят так же, как с ее маленьким братом: убьют и бросят в воду. Сначала фидаин подумал, что и она погибла, но поднял на руки и понял, что ее еще можно спасти…
Есхапет попала в Аштарак. Ее, как и остальных детей, эвакуированных из Западной Армении, разместили в здании церковной школы, где был открыт детский дом.
Лишенные родителей, дома, друзей они учились жить по-новому. В приюте Есхапет встретила русскую девочку Лену. Возможно, из семьи русских молокан – последователей особой ветви христианства, переселившихся в Закавказье еще при Николае I. У них не осталось никого, кроме друг друга. И родилась тогда самая преданная и искренняя детская дружба… Так прошел год.
И вдруг, когда стало понятно, что в Армении установилась советская власть, американская миссия, которая опекала детский дом в Аштараке, прекратила работу. Часть воспитанников вместе с сотрудниками – американскими гражданами – решили перевезти в США. Среди тех, кому приказано было срочно уехать, оказалась и Лена.
Им обеим было почти одиннадцать. Лену увозили в далекую Америку, Есхапет навсегда оставалась в Армении. Потом была свадьба с парнем из того же детдома, коллективизация 30-х, Великая Отечественная война и Великая Победа, радость и гордость за страну, воспитавшую Гагарина. И было, конечно, самое главное – внучка, которую Ехсапет в память о единственной подруге детства назвала Леной.
И племянница Лены Месропян свободно и с особой гордостью поет "Гини лиц" – песню патриотов-армян, переживших геноцид в Османской Турции.
И эту же песню, вполне возможно, в далекой Америке поют внуки Лены, уехавшей из Аштарака в тревожные и трагические годы ХХ века. И кто знает – может быть, одна из внучек носит имя Есхапет?
Солнце Армении
Этот год оказался сложным, говорят в Ошакане. На регион обрушилась стихия – град уничтожил значительную часть урожая.
Но эти женщины не сдаются – не в их правилах.
"Когда моему папе говорили, что за советом нужно обратиться к мужчине, он всегда отвечал: лучший мужчина в Армении – это женщина", – шутит Вера.
"Вы говорите, Вам нравится Париж, в котором часто бываете. А не было мысли переехать туда или чтобы Ваш сын переехал?" – спрашиваю у владелицы "Бабушки села".
"Никогда, – не раздумывая отвечает Вера. – Я очень люблю Армению. И особенно Ошакан. И мой сын – тоже. Это для меня центр мира. И что именно меня тянет сюда, я не знаю. Но где бы я ни была, всегда хочется вернуться на свою землю".
Мы покидаем приветливый Ошакан и его гостеприимных хозяек. Солнце приближается к Арарату и скоро уйдет за его склоны. А уже утром появится на востоке – выйдет из-за Арагаца. И опять согреет всех, кто любит Армению. И следующий день опять будет добрым.
Продолжение следует.