Президент Франции Франсуа Олланд отказался от поездки в Варшаву на франко-польский саммит, намеченный на 13 октября, после срыва сделки на поставку польской армии французских вертолетов Caracal, сообщили западные СМИ со ссылкой на источник в Елисейском дворце.
Министерство развития Польши 4 октября заявило об отказе от крупнейшей сделки по закупке 50 французских вертолетов H225M Caracal у концерна Airbus Helicopters, заявив, что "контрагент не предоставил предложения, обеспечивающего надлежащим образом экономический интерес и безопасность польского государства".
Концерн Airbus Helicopters в открытом письме к премьер-министру Польши Беате Шидло категорически отверг обвинения в недобросовестном ведении переговоров, заявив, что они были сорваны Варшавой в одностороннем порядке. Глава Airbus Group Том Андерс сообщил, что компания потребует от Варшавы компенсаций.
Сделка, которая оценивалась более чем в 3 млрд долларов, должна была стать одной из самых крупных в рамках программы модернизации польской армии.
Франция выиграла тендер, соревнуясь с итальянскими и американскими конкурентами. Однако в итоге Варшава предпочла закупить американские вертолеты Black Hawk.
Доктор политических наук, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН Мария Мчедлова считает, что срыв сделки и слишком эмоциональная реакция французской стороны не пойдет на пользу имиджу Франсуа Олланда.
"Это действительно очень большой контракт, который был наверняка заложен и в бюджет, и на развитие политического, и экономического курса Франции. Однако, надо понимать, с этим контрактом не все так однозначно. Что касается нервной реакции президента Франции, то мне кажется, что Олланд как фигура не является, как говорят французы, Un grand polytic – большим политиком, большим государственным деятелем. И в последнее время он стал совершать ряд порывистых и не очень продуманных шагов, часто противоречащих друг другу. И в результате оказалось, что политика по отношению к различным странам у него достаточно нервная. При Франсуа Олланде внешняя политика, которая выражается, в том числе, в сфере военной экономики или в сфере торговли оружием, к сожалению, стала не самостоятельной, то есть совсем не в традициях генерала де Голля или Франсуа Миттерана", – сказала Мария Мчедлова в эфире радио Sputnik.
Она не исключила, что к разрыву контракта может быть причастна третья сторона.
"Такое напряжение и достаточно неоднозначная реакция, которая удивила очень многих, говорит, в том числе и о том, что вполне могли вмешаться и третьи силы, чтобы разорвать контракт. Если вспомнить принцип римского права "Ищи, кому выгодно", то можно сделать вывод о том, кто эта сторона – ведь в результате вертолеты закупаются не во Франции", – отметила политолог.