Его изначально называли абсолютным лидером. С его-то опытом организации наций и участием в их перемещении и перемешивании. 10 лет – Верховным комиссаром ООН по беженцам. Из всех претендентов только он и видел в совершенно разных точках планеты такое, что его соперники даже представить себе не могут. Он выиграл у них все семь туров голосования в Совбезе. Последний – единогласно. А значит, португалец Антониу Гутерриш уже объединил нации. Пусть только 15. Но это же в Совете Безопасности, в котором безусловную солидарность можно заносить в "Красную книгу".
Хотя и у США на первых порах был совсем иной фаворит. И Россия рассматривала варианты. И Германия с Францией делали разные ставки. Но, может быть, поэтому он и прослыл талантливым дипломатом, что в решающий момент способен привести все стороны к общему знаменателю. Гутерриша еще должна утвердить Генеральная Ассамблея, но это – как вручение медали после достигнутой победы. Церемония обязательная, почетная, но уже формальная. Сбоев еще не бывало. И 1 января 2017 года генсек ООН официально заговорит по-португальски. А если надо, то и по-испански, по-французски, по-английски. Ими тоже владеет.
Вообще, как о нем говорят, он умеет найти нужный язык со всеми, и в свои 67 лет способен вдохнуть в работу организации новую жизнь. Хотя полагали, что более подходящее ее олицетворение стоило поискать среди кандидатов от стран Восточной Европы. Заслужила, мол. К женщинам присматривались одобрительно. Все-таки тоже не были ни разу в этой ипостаси. Сам Пан Ги Мун неоднократно желал видеть своим преемником преемницу. Из 13 претендентов семь, а некоторые даже весьма перспективно, представляли слабый пол. Они и оказались слабее.
Ревностный католик и убежденный социалист. На рубеже веков был премьером Португалии, одно время возглавлял Европейский совет, с 2005-го по 2015-й – верховный комиссар ООН. Это при нем сотрудники офиса по делам беженцев, расположенного в тихой Женеве, стали чаще выезжать в зоны конфликтов. Его карьеру считают заслуженной, биографию чистой, репутацию – безупречной. И лишь злые языки нет-нет, да и припомнят ему отставку с должности главы правительства. В 2002-ом назвал политическую ситуацию в стране болотом, сказал, что не хочет в этом тонуть, и ушел. Хотя кому бы еще, как не премьеру, это болото следовало бы осушить.
Комиссариат по беженцам, между прочим, он тоже покинул в самый острый момент миграционного кризиса. То есть, опять получается – вовремя. Перед этим бедствием ведь и сейчас, кажется, что пасуют все. Наверное, это просто так совпало. Не исключено, потому и отошел, чтобы прыгнуть на ступеньку выше. Однако все указывает на то, что и в ООН может сложиться ситуация, от которой любой захочет спастись бегством. Ему нельзя. Его называют "последним романтиком мультикультурализма". И последний становится первым. А это значит, должен оставаться им при любых обстоятельствах.
"Не могу утверждать, что я сумею избежать давления, но я буду ему противостоять", – пообещал Гутерриш сохранить независимость в должности генсека. А еще раньше, лет десять назад, он уверял, что "демократия не насаждается ни силой, ни войной, ни в одностороннем порядке, не принимая во внимание международное право". Если он после всего, что случилось за это время, остался при своем мнении, то он даже не представляет, какому давлению ему придется противостоять.