Спустя 20 лет после первого полета Eurofighter, комплектующие для которого производятся на заводах в Германии, Великобритании, Италии и Испании, истребитель могут временно или окончательно снять с производства. Об этом пишет немецкая газета Die Welt.
По мнению экспертов авиационной отрасли, без дополнительных заказов окончательная сборка самолета будет остановлена в Германии в 2018 году. Проект сталкивается с логистическими и производственными проблемами: разбросанное производство, сложные требования к экспорту и отсутствие запасов комплектующих на складах приведут к тому, что окончательная сборка самолета будет прекращена и в Испании.
Как поясняет Die Welt, сборка самолета похожа на огромный пазл: правые крылья производятся на заводах в Испании, левые – в Италии, а части фюзеляжа – в Германии. Кроме того, акции компании-производителя падают, сокращается ее штат, что грозит потерей мест для десятков тысяч высококвалифицированных специалистов.
По мнению авиационного консультанта, директора консалтинговой фирмы "Инфомост" Бориса Рыбака, программа Eurofighter никогда не была рациональной, экономически обоснованной программой создания боевой единицы.
"Это часть оборонно-промышленной политики Евросоюза, и, видимо, будет похоронена с этой эпитафией. На сегодняшний день в мире существует, как минимум, пять истребителей, которые стоят в два, а то и в три раза меньше, чем Eurofighter, при этом они существенно лучше: два американских, два российских и один французский. Те многие миллиарды евро, которые были потрачены на программу Eurofighter, ушли на создание рабочих мест, поддержание технологического уровня. В общем, честно говоря, вся эта программа – это сущее несчастье", – сказал Борис Рыбак в эфире радио Sputnik.
Однако, отметил он, сокращение или окончательное закрытие программы может негативно отразиться на европейской авиационной отрасли.
"Эта программа не "про авиацию", а "про самостоятельность", которая позволяет сохранять рынки, рабочие места, компетенцию, технологии и так далее для того, чтобы оставаться "в игре". Потому что, если ушел из высшей лиги, то вернуться туда почти невозможно. Пример – Япония. Богатая, технологически развитая страна, которая никак не может вернуться в авиацию после Второй мировой войны. Поэтому это будет сильная потеря для европейской экономики. Сейчас все, кто этим занимался, разбегутся: двинут в Азию, в Турцию, которая очень хочет сделать истребитель, двинут в Индию. А потеряв эти компетенции, их восстановить практически невозможно", – отметил эксперт.