Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хуссейн обратился к Совету Безопасности этой организации с призывом ограничить право вето его постоянных членов для решения проблемы Алеппо. И это, разумеется, не случайное заявление. Ситуация в Алеппо стала лакмусовой бумажкой, которая безошибочно выявляет тех, кому нужны мир и торжество закона в Сирии, а кому – дальнейшая реализация проекта "управляемого хаоса", который на деле становится абсолютно неуправляемым и угрожающим как минимум всему региону.
Стоило правительственным силам Сирии при поддержке российских ВКС начать наступление на опорные пункты террористов в этом стратегически важном городе, как весь "цивилизованный мир" вкупе с местной "оппозицией" буквально встали на дыбы. Из кладовки были вновь извлечены затертые до дыр манускрипты с перечнем обвинений, которые звучат в таких случаях: "осложнение и без того тяжелой ситуации", "уничтожение мирных жителей и социальных объектов", "неправомерные античеловечные действия", "применение запрещенного оружия" и все в таком духе. Вся эта ничего общего не имеющая с реальным положением дел пропагандистская ахинея обрушилась на Москву и Дамаск.
Дипломатия тоже не дремала. Сначала госсекретарь Джон Керри позвонил главе российского МИДа Сергею Лаврову и предупредил, что Вашингтон готов приостановить сотрудничество с Москвой по Сирии, если Россия не предпримет немедленных шагов по прекращению наступления сирийских правительственных войск в Алеппо. Прозвучало это странно: казалось бы, чем не повод для поддержки антитеррористических действий и сдержанного оптимизма, когда радикалов начали теснить и выкидывать из этого важнейшего города. Но это в случае честной и открытой игры, в которой США замечаются все реже, если вообще замечаются. А потому вместо конструктивных предложений Вашингтон стал демонстрировать откровенное раздражение и агрессивную ответную реакцию. Кульминацией стало выступление официального представителя Госдепа Джона Кирби с прямыми угрозами в адрес России по поводу возможных терактов и потерь в Сирии.
Дальше – больше. Достигнутые с большими усилиями американо-российские договоренности по Сирии подвисли в воздухе, а затем были сорваны по инициативе Вашингтона, который заявил, что прекращает взаимодействие с Москвой в этом вопросе. Сергей Ларов на это резонно ответил, что разрыв соглашения по сирийскому урегулированию был спровоцирован сторонниками силового сценария. Включая представителей американского политического сегмента, которые упорно не хотели заняться размежеванием отъявленных бандитов, выступающих под псевдорелигиозными лозунгами, с так называемой умеренной оппозицией. Вот они и будут нести ответственность за дальнейшее развитие ситуации, в том числе и в Алеппо.
Похоже, маски в очередной раз гневно откинуты в сторону, и Вашингтон вернулся к изначальной идее свергнуть законно избранного президента Сирии Башара Асада всеми правдами и неправдами. И в первую очередь, конечно – неправдами. Лишь бы доказать Москве, что американцы продолжают уверенно держать пальму первенства глобального гегемона, который самостоятельно решает, кого казнить, а кого миловать. С этой размываемой во времени и пространстве новыми геополитическими раскладами и альянсами концепцией вашингтонские стратеги расставаться решительно не намерены. На Смоленской площади в этой связи заявили: у Москвы "крепнет впечатление", что в стремлении свергнуть Асада Вашингтон готов "заключить сделку с дьяволом", то есть пойти на союз с "отъявленными террористами, мечтающими повернуть историю вспять". А это может означать, что помимо поддержки запрещенной в России "Джабхат ан-Нусры", Вашингтон не побрезгует и другими сомнительными "партнерами".
В этом смысле поддержка идеи ограничить право вето постоянных членов Совбеза со стороны Верховного комиссара ООН по правам человека – как нельзя кстати. Очередной элемент в политическом паззле. Примечательно, что сам Зейд Раад аль Хуссейн долгое время работал послом Иордании в Соединенных Штатах, где, видимо, глубоко проникся идеями "принудительной мировой демократии" с центром управления в Вашингтоне. Очевидно, что высказанное им соображение направлено, прежде всего, против России. И подкреплено стандартными формулировками про то, что в Сирии могли быть совершены "военные преступления, преступления против человечности или геноцид". Дескать, в таких условиях надо принимать быстрые креативные решения, чтобы никто "под ногами" не мешался.
Стоит напомнить, что в Совете Безопасности ООН состоят пять постоянных членов – США, Россия, Китай, Франция и Великобритания. Все они имеют право вето при принятии резолюций. И если, к примеру, лишить этого фундаментального права Российскую Федерацию и Поднебесную, коллективный Запад будет полностью свободен в своих маневрах и предпочтениях, что рано или поздно обязательно выльется в очередной международный беспредел. Таким образом, еще одна площадка для диалога и выработки взаимоприемлемых решений, которых и так немного осталась, будет потеряна. Но это абсолютно не гарантирует мира для Сирии. Скорее – наоборот.