Президент России Владимир Путин год назад, 28 сентября 2015 года, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН, высказался за необходимость объединения усилий для борьбы против террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ и ряде других стран), в частности, в Сирии.
"Мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами. На основе международного права объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию", – заявил российский лидер.
Два дня спустя, 30 сентября 2015 года, по просьбе законного руководства Сирии группировка ВКС РФ при поддержке ВМФ начала наносить удары по объектам действующих в САР террористических группировок "Исламское государство" и "Джебхат-ан-Нусра" (запрещена в РФ).
С 15 марта 2016 года был начат вывод основной части российской военной группировки с территории Сирии. Вместе с тем, ВКС России продолжили нанесение ударов по местам дислокации террористических группировок в САР.
За прошедший год Запад так и не сделал реальных шагов навстречу России в борьбе с ИГ.
Так, в конце февраля этого года РФ и США достигли договоренности о прекращении огня в Сирии, срок действия которого истек 19 сентября. Но, как отмечала российская сторона, режим перемирия соблюдался только со стороны Дамаска, а оппозиция, поддерживаемая Западом, и террористы использовали его лишь для перегруппировки сил.
На ситуацию в Сирии во многом влияет позиция США и действия уходящего президента Барака Обамы, считает председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), военный эксперт Владимир Богатырев.
"Последние 40 дней активной деятельности президента США Барака Обамы (8 ноября в США должны пройти выборы президента – ред.), к сожалению, будут влиять на все, что происходит в мире, и на ту трагическую ситуацию, которая складывается в Сирии. Он должен был добиться больших политических успехов, но ничего не получается. Он не в состоянии это сделать. Найти серьезную опору в оппозиции не удалось. Политических мер предпринять не удалось. Военные успехи не получаются. И это парадоксально – что трагедия целого народа зависит от проблем, которые сегодня происходят во внутриполитической жизни США", – сказал Владимир Богатырев в эфире радио Sputnik.
При этом Вашингтон пытается решить в Сирии вполне конкретные задачи, считает военный эксперт.
"В Сирии у США главная задача – не дать укрепиться режиму (президента Башара) Асада, не позволить России и Ирану добиться реальных успехов, сохранить свои позиции в Саудовской Аравии и Катаре, вернуть свое политическое поле в Турцию, которая в последнее время стала несколько сближаться с Россией. При этом Обама не влияет в полной мере на военных. Они могут позволить себе при нынешнем слабом, завершающем свою карьеру президенте, грубо говоря, хулиганить. А это очень опасно", – отметил Владимир Богатырев.
На прошлой неделе США в рамках соглашения с Россией о прекращении боевых действий в Сирии обязались добиваться того, чтобы так называемая "умеренная оппозиция" размежевалась с террористами.
Однако Владимир Богатырев выразил сомнения на этот счет.
"Ничего они не делали и не будут делать для так называемого "размежевания", а наоборот, будут все только усложнять и запутывать ситуацию. Их позиция предельно понятна: коалиция, которая идет за Соединенными Штатами в их кильватерном строю, вынуждена реагировать в направлении США. И если сейчас действия сирийской армии при поддержке России и Ирана у Алеппо увенчаются успехом, если на других направлениях удастся сдвинуть ситуацию, политический режим Асада еще больше укрепится, и в этом случае добиться цели, которую преследовали изначально США и их союзники, не удастся. Поэтому они делают все для торможения политического процесса, вводят гуманитарный аспект и продолжают поддерживать оппозицию", – заключил военный эксперт.