Международная следственная группа представила предварительный доклад по расследованию катастрофы MH17 под Донецком 17 июля 2014 года. В докладе утверждается, что Boeing был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из доклада также следует, что сбивший лайнер зенитно-ракетный комплекс "Бук", якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром 18 июля 2014 года.
Руководитель центрального следственного департамента национальной полиции Нидерландов Вильберт Паулиссен, представляя результаты расследования международной следственной группы, заявил, что после пуска "Бук" поехал в направлении Снежного самостоятельно, затем был "погружен на транспортер и поздно вечером 17 июля начал движение в сторону России". Как заявил Пауллиссен, "Бук" якобы проехал через Красный луч, Дебальцево и Луганск.
При этом, как отмечало еще в понедельник, 26 сентября, Минобороны России, данные российских РЛС опровергают утверждения о том, что сбившая самолет ракета могла быть выпущена из района города Снежное. В ведомстве также отметили, что украинская сторона до сих пор не предоставила данных о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы и не опубликовала переговоры диспетчеров.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва оценит результаты голландского расследования катастрофы самолета MH17. Он подчеркнул, что "важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована нашими военными – первичные данные радаров".
Песков указал, что российская сторона предоставила исчерпывающую информацию по катастрофе MH17. Он также добавил, что Москва с сожалением отмечает, что не все страны предоставили такой массив информации. По его словам, "некоторые страны по-прежнему, например, радарные данные не представили".
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Тихомиров считает, что представленный доклад абсолютно не отражает истинной ситуации.
"Это очередной абсолютно лживый документ. Вы посмотрите: "демократический мир" организует против нашей страны сплошное, извините за грубое слово, вранье. Это все нечистоплотные, провокационные акции, уж не знаю, какой разведки – ЦРУ или еще кого-нибудь. Но это бессовестная ложь, так же как обвинения наших спортсменов и нашей государственной системы. Это ложь, мы должны помнить об этом все время, не доверять и презирать эти "исследования-расследования". Что это за расследование, кто участвует там? Следователи, которые занимаются расследованием уголовных дел, или эксперты-специалисты по расследованию авиационных происшествий?", – сказал Михаил Тихомиров в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что следственная группа оставляет без внимания данные, представляемые российской стороной.
"Конечно, это же наши данные, мы же их "подтасовали", у нас же государственная политика такая – сбивать гражданские самолеты. Это все чушь собачья. Все делается для того, чтобы скрыть участие Украины в этом деле. Украина в свое время сбила Ту-154, который летел из Израиля над Черным морем. Правда, из-за глупости и неправильной организации стрельб на полигоне. И до сих пор они не представляют никаких материалов, никто не был наказан, только министр обороны уволился тогда", – напомнил Михаил Тихомиров.
При этом он обратил внимание на то, что никаких исчерпывающих доказательств о причастности к гибели Boeing России или ополченцев представлено так и не было. И в целом в деле крушения МН17 остается больше вопросов, чем ответов на них.
"Доказательств как не было, так и нет. И вообще все это не может рассматриваться серьезно. А экспертные данные, которые поступают из нашей страны, игнорируются именно потому, что они являются фактическим материалом. Это расследование продлили до 2018 года. Но фактический материал они не соберут или не огласят, поскольку нет диспетчера, который направил самолет в сторону от заданного пути. Это был украинский диспетчер, девушка, куда она исчезла после этого – неизвестно. Нет боевого расчета, нет того комплекса, который сбил самолет… Вопросов остается больше, чем ответов на них", – заключил авиаэксперт.
Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", следовавший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Погибли все находившиеся на борту 298 человек.
Расследование катастрофы ведет совместная следственная группа Нидерландов, Австралии, Украины, Бельгии, Малайзии.