Автор Михаил Шейнкман
О ней даже не скажешь: анекдот ходячий. Потому что с места так и не тронулась. Объект вечных насмешек – эстонская неповоротливость – вновь оказалась на острие злых языков. А ведь о президентской кампании здесь тоже вполне серьезно и официально говорили, что она набрала обороты. Хотя Эстония и скорость – это как лед и пламень, слова-антонимы. Тем не менее, какое-никакое продвижение было. В смысле, выдвижение. Кандидатов. Затем еще одно, после трех безуспешных раундов в парламенте, который так и не смог избрать государству главу.
Но голосование коллегии выборщиков – это опять же 101 депутат рийгикогу плюс 234 представителя местных самоуправлений – тоже завершилось никем. Был и первый тур из пяти претендентов, и второй. В нем предсказуемо сошлись почетный председатель правящей Реформистской партии, экс-еврокомиссар и экс-премьер Сийм Каллас, а также ставленник националистов, юрист Аллар Йыкс. Итог: 138 на 134. Притом что для победы надо было 168. И не то обидно, что провалились оба. А то, что их считали "сливками общества". Однако эти "сливки" примитивно "слили".
Это потому, что никто не хотел выбирать. По крайней мере, из тех 60 человек, что синхронно запороли свои бюллетени. И теперь все сначала. 3 октября – опять парламент, три тура, затем коллегия. Только уже без Калласа с Йыксом. Они как порядочные политики после такого конфуза взяли самоотвод. Это значит, что либо вместо них подберут случайных людей –других за неделю не успеют – либо их вывели из борьбы неслучайно. Ведь экс-глава МИД Марина Кальюранд в ней остается. "Темная лошадка" этой кампании, введенная в процесс едва ли не на флажке, она только теперь практически оказалась без серьезных конкурентов.
Хотя по маме – русская. А в Эстонии хватает желающих только за это отправить ее к ее матери. Но в остальном-то она дама – приятная во всех отношениях. И прежде всего в отношениях с США. Любят, говорят, ее там. А это в таких делах что-то да значит. Они ведь и десять лет назад постарались, чтобы вместо признанного тогда в Эстонии фаворита, на тот момент президента Арнольда Рюйтеля, победил мало кому известный за пределами Госдепа американский эстонец Тоомас Хендрик Ильвес. Сам он, кстати, во время голосования в коллегии, вопреки протоколу, отсутствовал. Будто знал, что ничего интересного не произойдет.
Зато посол США в Таллине Джеймс Мелвилл будто не знал. Лично пришел проконтролировать. Это был театр одного зрителя. Но даже он не удержался от разочарования. "У вас так много кандидатов и такой маленький электорат". Сказал куратор, видимо, имея в виду не столько количество выборщиков – в его Штатах в процентном отношении к численности населения их не больше – а их качество. Хотя люди знающие утверждают, что с сожалением своим он явно переигрывает. И совсем не только в "станиславском" смысле этого слова. А в смысле тех, кто не хотел избрания Кальюранд.
Местные эксперты из разряда независимых называют все это действо фарсом. Что же это, сокрушаются, за демократия, если шестьдесят человек могут запросто сорвать процесс государственной важности. Ну это они, конечно, преувеличивают. Потому что не 60 человек, а один. И пока политику Эстонии определяет посол США, для нее вряд ли имеет принципиальное значение фамилия президента и его пол. Хотя если государству, так или иначе, суждено проснуться с новым главой, то, наверное, ему приятней проснуться с женщиной. Другой вопрос, что она совсем не из тех, кто даже мертвого разбудит.