Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Когда-то во времена теперь уже далекие, одна из европейских газет поместила на своих страницах карикатуру, на которой были изображены эстонские политики. Нарисованы они были в виде детей, играющих в песочнице. Прошли годы, однако мальчики и девочки из этой песочницы не хотят подрастать. Нет, внешне они вполне себе взрослые дяди и тети, а вот думать о последствиях своих поступков так и не научились. Равно как и исправлять последствия своих ошибок.
Эстония дорого платит за события "бронзовой ночи". Тогда, 27 апреля 2007 года был сорван со своего места в центре Таллина памятник Солдату-освободителю, а его защитники подверглись грубому насилию со стороны полиции. После этого Россия приняла решение о сокращении транзита своих грузов через порты Эстонии. В результате одного лишь этого шага сегодня эстонская экономика в год получает на 510 млн евро меньше, чем в 2006-ом.
Эту сумму определили эксперты местной Ассоциации логистики и транзита. Подсчеты их достаточно просты. В 2006 году транзит грузов через Эстонию составлял 40 млн тонн, по итогам 2016 года он может составить 6 млн тонн – разница 34 млн. Теперь считаем. Транзит одной тонны грузов через Эстонию приносит экономике страны 15 евро, в результате экономика Эстонии в год получает на 510 млн евро меньше, чем в 2006 году.
И это еще не самая тревожная оценка. Например, ранее бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи заявил, что "после событий с перемещением "Бронзового солдата" эстонские порты на Балтике откатились в транзитной отрасли с первого на четвертое место. С учетом того, что на транзит приходилось 16% эстонской экономики, убытки составили 8 млрд евро ежегодно".
Методики подсчета и вправду могут быть разными. Десять лет назад, то есть в 2006 году, эстонские железные дороги принимали из России в среднем 32 поезда в сутки. И везли эти поезда не только грузы, но и работу для тысяч рабочих рук – для машинистов, докеров, крановщиков. Эти люди получали зарплату, компании получали прибыль, казна государства получала налоги. Однако весной 2007 года, в нескольких весьма неумных головах местных политиков зародилась мысль расправиться с памятником советским воинам, погибшим при освобождении Таллина.
Решили снести его под покровом ночи, а для пущего эффекта устроить настоящее побоище его защитников, бросив на подавление мирного гражданского протеста сотни полицейских. Полицейские, на всякий случай снявшие с форменных курток нашивки с именами и фамилиями, избивали и арестовывали всякого попадающегося им под руку, вне зависимости от того, стар он или млад. Все это сопровождалось информационными ушатами грязи, которые выливались на Россию и историческую память россиян. В качестве ответных мер Россия снизила уровень сотрудничества с Эстонской Республикой в самых различных сферах, в том числе сократив объем транзитных перевозок. С тех пор их объем постепенно "усыхает".
Пару лет назад еще одну подножку "эстонскому транзиту" Таллин поставил, присоединившись к антироссийским санкциям. Самое странное, что все эти факты и цифры ничего не значат для эстонского правительства, которое вначале всех пыталось убедить, что доля поступлений от транзита не критична для экономики. А затем, когда этот аргумент перестал действовать – что правительство найдет других желающих воспользоваться транзитными услугами страны. Где собираются искать этих самых "других" – в правительстве не объяснили. А искать кроме России и негде – чтобы это понять, достаточно взглянуть на карту. Так что никаких "других желающих" нет. И денег нет. Нет их на пенсии и медицинское обслуживание, на образование и многое другое. Судя по всему, экономика Эстонии медленно, но уверенно движется к самоубийству. Однако у политических сил страны не хватает ни мужества, чтобы это признать, ни знаний, чтобы что-то предпринять для ее спасения.