Автор Павел Иванов
Договоренность о продлении режима прекращении огня в Сирии, достигнутая между главами внешнеполитических ведомств России и США Сергеем Лавровым и Джоном Керри на прошлой неделе, показала: Москва и Вашингтон могут эффективно взаимодействовать. По словам источников в Госдепе, несмотря на единичные сообщения о насилии, в целом соглашение соблюдается. В Вашингтоне также заявили, что Россия и США будут обсуждать возможности дальнейшего продления перемирия с прицелом на достижение его бессрочного действия. И это поистине прорывные шаги. Кстати, поддержанные Дамаском, что придает им дополнительный вес.
Не напрасно один из лидеров террористов в Сирии в некотором смятении призвал все группировки боевиков занять единую позицию в отношении российско-американского соглашения, которое он назвал главным вызовом для так называемой сирийской революции. И это заявление многого стоит: оно показывает, что соглашение работает и имеет неплохие перспективы как минимум пролонгирования. Более того, для обеспечения прозрачности режима прекращения боевых действий на сайте Минобороны России были организованы онлайн-трансляции обстановки в Алеппо. Причем количество пунктов мониторинга обещают увеличить. В общем, казалось бы, дело пошло на лад, и Вашингтон, наконец, сделал реальные шаги навстречу Москве, направленные на достижение мира в Сирии.
Но проблемы и шероховатости возникли практически сразу. США так и не предоставили России точные данные о дислокации и численности отрядов "умеренной оппозиции" — тех самых, которых они рьяно поддерживают. Остаются и противоречия вокруг группировки "Ахрар аш-Шам", которую Москва предложила ООН включить в список террористических организаций. И все это существенно затрудняет борьбу с террористами, так же как и доставку гуманитарной помощи. Но почему-то для того, чтобы продукты и медикаменты достигли своих адресатов, России было предложено надавить на Асада. Как будто он контролирует все дороги и тропы в стране.
Но это даже не самое странное. Заключив договоренности с Москвой, Вашингтон тут же подверг их сомнению и обструкции. Мол, Российская Федерация — не самый надежный партнер и большой вопрос, стоит ли ей доверять. Похоже на когнитивный диссонанс, когда каждая рука действует автономно. Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила удивление тем фактом, что американские коллеги считают режим прекращения боевых действий "испытанием для российской репутации". Она заявила, что сомнения США в готовности России соблюдать соглашение по Сирии нелогичны и не идут на пользу делу. И уточнила, что Москва изначально выступала за то, чтобы предать гласности договоренности с США по Сирии, чтобы избежать спекуляций. Однако Вашингтон выступил категорически "против". И ведь действительно — где логика? Казалось бы, зачем договариваться, скрывать информацию о параметрах соглашения и параллельно тут же высказывать скептицизм по поводу, как казалось, достигнутого единого знаменателя?
Впрочем, если учесть, что уже давно "вашингтонский обком" — не единое сплоченное целое, выступающее в качестве некоего консолидированного коллективного разума, то все становится более или менее ясно. Последняя встреча Барака Обамы и Владимира Путина на саммите "двадцатки" в Китае четко показала заинтересованность уходящего президента оставить за собой хоть какой-то шлейф миротворца. Но "ястребы" в Вашингтоне никуда не делись. И им, так же как и террористам, никакие реальные и эффективные договоренности с Москвой по Сирии не нужны. Здесь позиции представителей этих двух, казалось, таких разных групп интересов идеально совпадают. И тем причудливей все это выглядит.