Автор Константин Огарев
Когда вы хотите найти что-то в интернете, но не всегда знаете, как лучше сформулировать запрос, на помощь приходит автокомплит, более известный как автодополнение — функция поисковых машин, которая, исходя из начала вашего запроса в поисковой строке, "додумывает" за вас варианты его окончания. Очень удобно, особенно когда печатаешь на ходу длинное предложение или когда пальцы попадают не на те клавиши.
И вряд ли пользователю в голову придет мысль о том, что поисковая система иногда пытается манипулировать им. Но одному все-таки пришла. Доктор психологии Роберт Эпстайн специализируется на психологии человеческого поведения. Он написал несколько книг о том, как компьютерные алгоритмы способны повлиять на наши решения, в том числе на реальные результаты выборов. Как утверждает Эпстайн, он обнаружил, что Google варьирует результаты поиска пользователями в пользу кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. Со своими коллегами он решил провести исследование, которое доказало бы его предположение. Пока оно не завершено, однако промежуточные результаты поражают.
Если верить исследованию, Google действительно цензурирует негативные запросы о Хиллари Клинтон. Например, вы — американский пользователь и хотите "погуглить", кто такая Хиллари Клинтон, и печатаете в адресной строке Google слово "Хиллари", в тот же момент автодополнение предлагаем вам закончить фразу: "Хиллари — классная" или "Хиллари — клевая". Казалось бы, ничего необычного, но когда вы пытаетесь выяснить, кто такая Хиллари при помощи других поисковых систем, то они предлагают совершенно иной набор окончаний, которых, кстати, намного больше: "Хиллари — врушка, Хиллари — лжец, Хиллари — болезнь" и далее по списку.
Эпстайн со своей командой протестировали, таким образом, множество поисковых запросов о Хиллари Клинтон и ее оппонентах. Исследователи утверждают, что Google не позволяет пользователям увидеть негативные варианты запросов о госпоже Клинтон, но позволяет увидеть те, что касаются ее политических оппонентов: Дональда Трампа, Теда Круза и Берни Сандерса.
Разумеется, в компании все отрицают, заявляя, что поисковой алгоритм в принципе не выдает негативные варианты запросов о публичных персонах, и неважно кто они: Клинтон, Обама или же Трамп. Однако на деле все выглядит иначе.
Доктор Эпстайн объясняет, зачем Google манипулирует негативными запросами о Хиллари Клинтон. Люди сильнее подвержены воздействию негативных раздражителей, чем положительных. То есть если пользователь увидит негативные сочетания типа "Хиллари — лгунья" или "Трамп — расист", это произведет куда большее впечатление, чем "Хиллари — за права женщин" или "Трамп — снова сделает Америку великой". Эпстайн полагает, что именно поэтому негативные фразы о Хиллари Клинтон не входят в список предлагаемых вариантов автопоиска в Google.
Таким образом, неопределившиеся избиратели будут видеть Хиллари Клинтон в выгодном для нее свете. Интересно и то, какая выгода Google от манипулирования автоподбором в пользу Клинтон? Но это мы, вероятно, узнаем в том случае, если госпожа Клинтон станет президентом США.