Автор Михаил Шейнкман
По крайней мере, от этой политической традиции Узбекистан точно не откажется. Как и при Каримове, уже до выборов главы государства – они назначены на 4 декабря – здесь все знают, кто должен победить. Возможно, его проценты не столь очевидны. Но то, что они будут подавляющими, сомнений нет. Впрочем, они бы и не возникли, стань "врио" президента не Шавкат Мирзиеев, а, как и прописано в конституции на крайний случай, спикер сената Нигматилла Юлдашев. Но, по официальной версии, тот добровольно отказался от временного статуса в пользу премьера.
Это, вероятно, потому что и в этом деле не должно быть никого более постоянного, чем временный. А между бессменным лидером и его преемником не должно быть промежуточных звеньев. Теряется эффект "из рук в руки". У Мирзиеева теперь есть полноценный испытательный срок, чтобы доказать, что он в свои 59 вторым в истории страны дорос до первого лица. Хотя доказывать ему, по большому счету, уже ничего не надо. 13 лет при Каримове главой правительства и с репутацией его любимого ученика. Это к чему-то обязывает. И не только его. Избирателей.
Сторонники демократической безупречности, естественно, возмущены. Нет, говорят, в основном законе Узбекистана понятия "самоотвод". Председатель верхней палаты становится "врио" автоматически. А ссылки, мол, на недостаток опыта некорректны. Утверждая спикером, предполагают, что опыт этот может понадобиться. Хотя все, конечно, сразу догадались, кто в итоге будет класть на конституцию. Но руку – и на инаугурации.
Однако кого мы обманываем, решили элиты. И подумали, что пауза им ни к чему. Мало ли, еще слухи пойдут о столкновении интересов. Ведь, главное, что обо всем договорились. Или, точнее, договорились о главном. Как бы то ни было, церемонией прощания руководил премьер. И его повышение с того момента уже было делом времени. Хотя тогда, пожалуй, мало, кто полагал, что такого короткого.
К тому же в числе вероятных "наследников престола" аналитики рассматривали еще и шефа госбезопасности Рустама Иноятова. Считается, что у него и хватка покрепче, и рука потяжелее, и выслуга лет побогаче, и "паутина" по всей стране. Но 72 года и здоровье пошаливает. А Узбекистану все-таки нужен полноценный преемник Каримова. А не Иноятова. К тому же, статус серого кардинала его вполне устраивает. Все равно же ни одно решение государственной важности без него не принимается. И назначение "врио" президента тоже.
А при Мирзиееве никому и привыкать к новому стилю управления не придется. Его тоже называют жестким, хладнокровным, последовательным. А в его решительной поступи видят заявку на властное долголетие. Другое дело, случись это через три месяца, никто бы и слова ни проронил. Собственно, в Узбекистане и так лишнего не спросят. А мнение остальных Мирзиеева, видимо, мало заботит. И в этом смысле, он действительно много взял у своего наставника. Политологи, правда, теперь гадают, а что будет, если ученик превзойдет своего учителя.