Япония будет "упорно продолжать" переговоры с Россией о принадлежности четырех островов южных Курил, заявил генсек японского правительства Есихидэ Суга. Он отметил, что позиция Японии "ясна – определить принадлежность четырех островов и подписать мирный договор".
Так Есихидэ Суга прокомментировал высказывания президента России Владимира Путина, который на пресс-конференции после саммита G20 напомнил, что СССР был готов, согласно договору 1956 года, передать два южнокурильских острова Японии, но японская сторона отказалась от его выполнения, так как решила настаивать на передаче всех четырех островов.
Тем временем, японские СМИ отмечают, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ изменил подход к России, акцентировав внимание на сотрудничестве двух стран в экономике и безопасности.
Политолог, профессор РУДН Юрий Тавровский в эфире радио Sputnik высказал мнение, что японская сторона, демонстрируя разные подходы к территориальному вопросу, ведет определенную тактическую игру.
"Дело в том, что это проблема не только российско-японских (а раньше советско-японских) отношений, здесь есть третий игрок – это Америка. Когда закончилась американская оккупация Японии в 1951 году, уже тогда эта проблема, что называется, была на поверхности (причем такие же территориальные проблемы у Японии со всеми соседними странами – и с Китаем, и с Кореей). Тогда японские правящие круги, исходя из своих национальных интересов, пытались достичь какого-то консенсуса, но им мешали американцы. Судите сами. В 1956 году была подготовлена совместная советско-японская декларация, где был знаменитый 9-й пункт, который актуален и сегодня: там говорилось о возможности передачи (не возврата, а именно передачи) Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Но этот щедрый жест (Никиты) Хрущева в период "оттепели" японцы в конечном итоге отвергли. Но не потому, что не хотели эти два острова, а потому, что им не позволили американцы – был подписан американо-японский договор безопасности, который подразумевал военный союз двух стран против СССР и Китая", – напомнил Юрий Тавровский.
По его мнению, слова генсека японского кабинета министров Есихидэ Суги адресованы и США.
"Он хотел успокоить американцев: мол, мы не отказываемся от этой "крапленой карты", которую вы нам подкинули еще в 1956 году, успокойтесь, мы не пойдем на улучшение отношений с Россией. Тем временем, думаю, господин Абэ намерен серьезно улучшить наши экономические отношения. Поскольку японцы видят, что у нас с Китаем получается все лучше и лучше, и они боятся "опоздать на поезд". Экономическое содействие, которое они обещают – план из восьми пунктов премьера Абэ – это ведь не столько подарок нам, сколько пожелание самих японцев на участие в наших сибирских и дальневосточных проектах", – отметил политолог.
По его мнению, так Япония стремится ослабить зависимость от США.
"Развивая отношения с нами, установив контакт с Владимиром Путиным, Синдзо Абэ пытается ослабить зависимость от Штатов. Но он это делает за ширмой, на которой нарисована эта "проблема четырех островов", он ее все время показывает США. Но на самом деле будет экономическое участие японцев, будут обходиться санкции. Потому что это отвечает стратегическим интересам Японии, интересам превращения этой влиятельной страны в реальное суверенное государство, которое не вынуждено выслушивать американские приказы", – сказал Юрий Тавровский.