Автор Михаил Шейнкман
Кто не в курсе, мог и не понять, почему Ангела Меркель была в Ханчжоу темнее тучи. Она ведь здесь сразу выглядела как сама не своя. А когда и.о. премьера Испании Мариано Рахой вслух высказался о вреде популистов – вообще сникла. Он, конечно, прежде всего, думал о себе: в пятницу его опять не утвердили главой правительства и отправили страну уже на третью в этом году парламентскую кампанию. Но и канцлерин задел за живое, отослав ее мысли далеко от Китая. Она и в понедельник, надо полагать, ими была уже совсем не здесь.
Оглушительная новость пришла, когда над озером Сиху занимался рассвет. В Германии в это время начинался закат. Эпохи Меркель. Именно так назвали эксперты результаты выборов в ландтаг федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания. Она досталась в наследство от ГДР. Самый высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Идеальное место для радикального популизма. Политологи сразу предупреждали, здесь случится политическое "землетрясение". Придворные СМИ, правда, пытались смягчить его магнитуду, едва ли не уговаривая граждан, что локальный толчок не может претендовать на общегосударственный эффект.
В итоге его колебания почувствовали даже за пределами ФРГ. Лидер "Национального фронта" Франции Марин Ле Пен мало того, что поздравила "Альтернативу для Германии" с победой, так еще и с "далекоидущей". В том смысле, что этот успех наигрывает евроскептиков и в Пятой республике, и в Австрии, где через месяц повторно выбирают президента и теперь уже с явным приоритетом представителя такой же радикальной "Партии свободы". А ведь не выиграли ультраправые в Мекленбурге. Стали только вторыми, уступив СДПГ. Да и до своего же мартовского рекорда в Саксонии-Анхальт не дотянули три пункта. Но исторически впервые обошли ХДС. Причем не где-нибудь, а в избирательном округе самой Меркель.
Ее союз, впрочем, и пять лет назад показал здесь свой самый низкий результат из всех земель. Но тогда уступили только социал-демократам. Считай таким же правящим, пусть и со своей целевой аудиторией. А эти-то – маргиналы, так еще и на родном электоральном поле канцлерин куражатся. А это уже вызов ей самой. И не то чтобы в этом регионе творилась история. Но как бы с Померании для ее власти не началось отмирание. Ведь теперь и соратники "муттер" крепко задумаются. И не только в ХСС, лидер которого Зеехофер только того и ждет, чтобы ускользнуть от партнерства с ней. Но и в ХДС. Это здесь посчитали фиаско в бывшей ГДР личным поражением Меркель. И в этом признании гораздо меньше сочувствия, чем противопоказаний.
Здесь решили не ждать, когда, как она говорит, "мы справимся!". А справились с ней. И это может понравиться другим. Через две недели, например, на таких же выборах в Берлине. Очевидно же, что ультраправые питаются ее слабостью. Именно поэтому в их активе уже девять ландтагов из 16. "Партия хороших немецких бюргеров", они постоянно подчеркивают высокий IQ своих членов и ратуют за чистоту расы. Пока не получается убедить, что совсем не в том смысле, который вкладывал в это фюрер. Немецкое большинство как-то не торопится верить. Но оно же и Ангеле Меркель на протестных плакатах характерные усики пририсовывает. А рейтинг, наоборот, стирает.
Может быть, то, что случилось в Мекленбурге, еще и не "землетрясение". Но земля-то точно уходит у канцлерин из-под ног. По крайней мере, эта.