Пятого сентября исполняется два года с момента подписания первых Минских соглашений и начала процесса урегулирования украинского кризиса.
Соглашения в сентябре 2014 года были подписаны в Минске на встрече участников трехсторонней контактной группы и представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Однако первый протокол к соглашению о прекращении огня на Донбассе так и не был выполнен. В феврале 2015 года после многочасовых переговоров в "нормандском формате" (Россия, Украина, Франция, Германия) была принята декларация в поддержку исполнения Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, который в тот же день подписали участники трехсторонней группы и представители ДНР и ЛНР.
Эксперты считают, что за прошедшее с момента подписания документов время переговоры по многим направлениям зашли в тупик: самой острой проблемой на юго-востоке Украины остается вопрос отвода войск от линии соприкосновения, проведение местных выборов в Донбассе по-прежнему под вопросом.
По мнению публициста, политолога Евгения Беня, на сегодняшний день исполнение Минских соглашений себя исчерпало.
"Реально удалось добиться прогресса только по первому пункту соглашений – по прекращению крупномасштабных боевых действий. Тем не менее, мы видим, что происходят очаговые столкновения и в Донецкой области, и в Луганской. Получается, что на сегодня исполнение Минских соглашений, увы, себя исчерпало", – сказал Евгений Бень в эфире радио Sputnik.
При этом ответственность за неисполнение договоренностей, по его мнению, лежит именно на Украине – это следует из формата Минского протокола и формата Минских соглашений.
"Дело в том, что они были подписаны официальным представителем Украины, представителями Донецка и Луганска и при посредничестве России – подчеркиваю, при посредничестве. Следовательно, юридическая ответственность перед мировым сообществом за исполнение соглашений лежит, в первую очередь, на Украине как на государстве. Ведь, собственно говоря, именно Украина заинтересована в сохранении своей территориальной целостности. И в самих соглашениях, и в протоколе очень четко прописана необходимость взаимодействия и переговоров с руководством Донецкой и Луганской областей, с их представителями. Но эти переговоры так и не налажены", – отметил политолог.
А именно от этого диалога, по словам Евгения Беня, зависит процесс урегулирования украинского кризиса.
"Очень симптоматично, что на Украине предлагается ряд сценариев по теме "как бы избежать исполнения Минских соглашений". То украинские политики апеллируют аж к 1962 году – к референдуму по Алжиру, то – к Боснии и Герцеговине, якобы на Украину нужно ввести разграничительные силы НАТО, то говорят о необходимости прямых переговоров лидеров России и Украины. Но ведь это все вопрос не решит, и Запад теперь это понимает. Нет никакого другого выхода у украинской власти, кроме как наладить если не переговоры, то процесс общения с избранными руководителями Донецка и Луганска, исправить вопиющее неисполнение пункта Минского протокола и Минских соглашений по снятию экономической блокады с этих регионов – здесь Украина просто обязана предпринять меры и превентивные шаги. Иначе ничего не будет происходить, население просто вымирает. Но, к большому сожалению, Украине удобно тормозить исполнение Минских соглашений, потому что Донбасс нужно восстанавливать, там нужно работать", – заключил политолог.