Большинство жителей крупнейших государств Европы недовольны системой начального и среднего образования в своих странах. Об этом говорят данные опроса, проведенного в рамках проекта Sputnik.Мнения.
"Большинство жителей Италии (64%), Франции (63%) и Германии (54%) недовольны системой начального и среднего образования в своей стране. Лишь 28% французов, 31% итальянцев и 41% немцев довольны системой образования. Процент тех, кто не смог ответить на вопрос, составил 9% во Франции и 5% в Италии и Германии", – сообщает пресс-служба Sputnik.
Опрос проводился французской компанией IFop с 28 июня по 4 июля 2016 года. Всего в исследовании приняли участие 3006 респондентов в возрасте старше 18 лет: 1000 человек в Германии, 1004 – во Франции и 1002 – в Италии. Максимальная ошибка выборки для данных в целом по стране составляет 3,1% при доверительной вероятности 95%.
Комментируя результаты опроса, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш отметил, что образовательный процесс в европейских странах, начиная с 1999 года (год подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств) стал превращаться в "услугу", и европейцам стало не хватать знаний.
"Реформы системы образования в Европе, начиная с Болонского процесса, имели ярко выраженную идеологическую окраску. Не будем забывать, что этот тренд начался еще с конца 70-х годов, когда взращивать стали в первую очередь лояльность, растили потребителя и в последнюю очередь – человека, который что-то знает. То есть давали не столько знания, сколько идеологические установки. Поэтому, когда сегодняшний уклад в Европе оказался под вопросом, начались очень большие претензии к образованию. Оно превратилось в маркетинговую вещь: из знания – в услугу, которую можно продать, но от которой человек очень сильно зависит в своей повседневности. И эта зависимость сейчас осмысливается как очень некомфортная, а получаемые знания – как абсолютно недостаточные. Образование превратилось из штучного в массовый продукт, знания – в информацию", – сказал Кирилл Коктыш в эфире радио Sputnik.
Он обратил внимание на данные опроса, согласно которым люди старше 35 лет чаще высказывали недовольство нынешней системой образования в своих странах (во Франции – 66%, Германии – 56% и Италии – 56%), чем молодежь.
"Потому что им не с чем сравнивать, нет альтернативы. Но, по сути, младшее поколение может сравнить себя со старшим по уровню приспособленности и по способности ориентироваться и осмысливать себя в этом мире. Ведь идеологические установки полезны для того, чтобы социализироваться, но когда они подменяют знания, то происходят неприятные, а иногда даже катастрофические вещи", – отметил политолог.
Показательными он считает и результаты, которые свидетельствуют о том, что большинство недовольных уровнем образования – это сторонники "правых" партий.
"Правые" выступают за то, чтобы страна была субъектной, чтобы она не зависела от внешних влияний. Возникает потребность в умных людях, способных осмысливать сложные вещи, а не в узких специалистах, которые знают только свой сегмент. Поэтому понятно их недовольство тем "продуктом", который производит система образования, потому что она превращает граждан в достаточно манипулируемую массу", – заключил Кирилл Коктыш.