Идея частных денег не дает покоя. На этот раз – швейцарским банкирам. В частности, из UBS. Оно и понятно. Американский закон FATCA – о налогообложении иностранных счетов взял швейцарцев за жабры крепко. Начиная с 2010 года посыпались обвинения со стороны США, что, мол, не правы иностранные банки, скрывающие доходы американских граждан. Расследования, штрафы… И не по одному разу. И не только по отношению к кредитным организациям Конфедерации. Досталось всем! Поняли банкиры, что придется зарабатывать на чем-то другом. А еще лучше – вдобавок на чем-нибудь и сэкономить.
Для начала стали жаловаться, что многовато как-то денег тратится на содержание филиалов в разных странах, на взаиморасчеты с другими банками и финансовыми институтами. Да и сложно все. Медленно. И решили: а почему бы не создать что-то типа биткоина, но на свой манер. Новая цифровая валюта поможет сделать систему более эффективной, и, главное, менее затратной. Естественно, озаботились и защитой от мошенников и отражением хакерских атак. Иначе кому небезопасная валюта будет нужна.
В какой-то момент швейцарцы поняли, что нужны партнеры. Один в поле не воин. И пригласили присоединиться к идее испанский Santander, немецкий Deutsche Bank, американский Bank of New York Mellon. И дело пошло. Да так ладно, что уже к 2018 году на рынке может появиться новая цифровая валюта. У банков-инициаторов есть надежда, что доверия ей будет больше, чем биткоину. С тем столько некрасивых и странных историй было – не дай бог. Ожидается, что это будет новый стандарт в клиринге и в финансовых сделках с использованием технологии blockchain. Если биткоин – частный случай, где "фишка" – анонимность, то в случае с банковской криптовалютой будет все несколько иначе. Романтика анонимности исчезнет. Все будет под контролем: чья валюта, откуда появилась, что купил или продал, где и во сколько. Банки надеются, что им удастся заработать очень-очень много денег. Конкретные цифры они, опуская глаза, пока не называют. Однако, навскидку – речь может идти о миллиардах, говорят эксперты.
Но вряд ли скоро войдет эта валюта в обиход. Оптимисты полагают, что лет пять пройдет, не меньше. Пессимисты и того больше – 10 лет дают. Тем не менее, тенденция уже стойкая. В общем, упорно нас пытаются перевести на электронные деньги. И чем им хруст новенькой купюры не по нраву? Иль звон монет, ласкающий нам слух?