Автор Константин Огарев
Руководители запрещенной в России террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" приняли довольно странное на первый взгляд решение. Отделиться от "Аль-Каиды", причем мирно и без конфликтов, и сменить название на "Джебхат Фатах аш-Шам". Руководство группировки заявило, что новая организация не будет иметь связей ни с какими внешними силами (явно имелась в виду "Аль-Каида"). То есть сосредоточит свою деятельность исключительно на территории Сирии. Возникает вопрос: зачем это было сделано? Версий несколько.
По одной из них боевики рассчитывали перейти из разряда террористов в категорию оппозиционеров и таким образом уйти из-под авиаударов России и США. Ну а в перспективе заодно получить шанс на какое-то участие в женевских переговорах по мирному урегулированию в Сирии. Версия, в принципе, небезосновательная. Учитывая, что некоторые вполне "рукопожатные" на Западе сирийские оппозиционеры и прежде возражали против причисления "ан-Нусры" к числу террористических организаций. Под тем предлогом, что эта группировка, какая бы она ни была – одна из самых мощных на территории Сирии антиасадовских сил. Однако если такой план и был, то он не сработал. Российский МИД и американский госдепартамент, а затем и ООН отреагировали: новоиспеченная группировка также признана террористической. Значит, авианалеты продолжатся. А о месте за столом переговоров в Женеве и тем более можно забыть.
Есть и другая версия, по которой боевикам "Джебхат ан-Нусры" стало тесно в рядах "старших братьев" из "Аль-Каиды" и они решили действовать независимо. И теперь боевики могут получить новых спонсоров, причем напрямую, а не через посредников. От мировых амбиций террористы отреклись, заявив, что их интересует только Сирия. Чем дали сигнал соседним правителям, которым также интересна эта страна.
Есть и те эксперты, которые убеждены, что никакого раскола в "Аль-Каиде" на самом деле и нет. Как нет у произошедшего на словах отделения "ан-Нусры" и никаких "дальних целей" – это просто отчаянная попытка выбраться из кольца под Алеппо, воспользовавшись гуманитарным коридором для боевиков, готовых сложить оружие.
В любом случае, чем бы ни руководствовались лидеры "Джебхат Фатах аш-Шам" и сколько бы они ни называли ее новой и независимой организацией, суть остается неизменной – это по-прежнему террористическая группировка. А неудачная попытка "ребрендинга" только еще раз доказывает, что дела у террористов плохи. И они сами это понимают.