Автор Олег Обухов
Как ни служи, а верх Брюсселя будет. Болгария верна ему. Поэтому и ведет себя как верноподданная. Появился в свое время "Южный поток" – София стала грезить экономическими выгодами. Но масть поменялась и партию начали играть не в пользу Болгарии. Делать нечего – София стала подыгрывать, хотя и в ущерб себе и своим интересам. Зато ЕС и США по головке погладили. "Южный поток" прикрыли. Но в душе болгарские власти жили надеждой, что и на их улице торжество будет. И не зря, как оказалось.
Вдруг, откуда ни возьмись, появилось позволенье вновь вернуться к обсуждению проекта. После снизошедшей милости брюссельской в Софии встрепенулись. Премьер Бойко Борисов, как только узнал, что "Южному потоку" все-таки быть, поправ все принципы, за которыми он прятался раньше, тут же позвонил российскому лидеру Владимиру Путину. Чтобы обсудить возврат к милому, за час вновь ставшему любимым газопроводу. Президент России не стал спешить с безотказным "да". У Москвы за три года столько "прекрасных" учителей было… В их числе и Болгария, кстати.
И правильно Россия делает, что осторожничает, говорят эксперты. София – не Берлин, в своих действиях не вольна. Никому не известно, как дальше поведет себя одна из самых слабых и подневольных стран Евросоюза. А посыл Брюсселя понятен. У Москвы стали налаживаться отношения с Анкарой, а значит, вероятна и реализация "Турецкого потока". Понятное дело, Европе газ напрямую из России душу будет греть сильнее, нежели тот, что придет в ЕС транзитом через Турцию. Так что в этой игре София – скорее послушная марионетка, а не серьезный игрок. Хотя и не исключено, что Болгария, официально заявив ранее, что ей "Южный поток" не нужен, тихонько все-таки лоббировала свои интересы в Брюсселе, пытаясь разморозить проект.
России выгодно вернуться к болгарским проектам. Когда есть альтернатива – есть выбор и есть козыри в потенциальных переговорах с Анкарой и Софией. Но тут ухо надо держать востро. Любая из сторон, будь то Турция или Болгария, будут стараться монополизировать "Турецкий" и "Южный" потоки соответственно. Так как, получив магистраль, они в разы увеличат свое влияние на Брюссель. Россия может использовать эту ситуацию и открыто отстаивать свои интересы. Конечно, рано или поздно придется сделать выбор. И здесь главное – учесть нюансы и просчитать ходы.