Автор Павел Иванов
Масштабные кадровые перестановки, отставки и изменение административного деления России, состоявшиеся 28 июля, коснулись и российского посла на Украине Михаила Зурабова. Президент страны Владимир Путин отправил его в отставку. Политологи, комментируя это решение, напомнили, что Зурабов просился в нее давно, проработав на этой должности семь лет и застав, таким образом, трех украинских президентов – Ющенко, Януковича и Порошенко. А некоторые из экспертов называют решение Москвы не наказанием, а наградой, учитывая общую ситуацию с безопасностью на Украине, нападениями на посольство России и отсутствием значимых успехов на дипломатическом фронте.
Летом 2009 года, сразу после официального назначения, Зурабов в Киев так и не уехал. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев в обращении к своему украинскому коллеге написал, что в сложившихся обстоятельствах им было принято решение посла на Украину не направлять. Дело в том, что Виктор Ющенко более полугода отказывался принимать верительные грамоты у Зурабова, де-факто бойкотируя представителя Российской Федерации. И реально к работе посол приступил лишь зимой 2010 года. Примечательно, что копии верительных грамот Зурабов вручал Петру Порошенко, который тогда занимал должность министра иностранных дел Украины.
Злые языки говорят, что Зурабова и Порошенко связывали и связывают до сих пор дружеские и деловые отношения. Во всяком случае, об этом неоднократно писала украинская пресса. И это, конечно, вызывало определенные вопросы и в России. К примеру, зимой 2013-2014 – в разгар политического кризиса на Украине, который в результате привел к революционному переделу власти – депутаты Госдумы были возмущены глухим молчанием российского посольства в Киеве. В адрес Зурабова звучала жесткая критика представителей разных фракций. Да и в последующие годы многие политики в России, так же как и оппозиционные новой киевской власти украинские деятели, обращали внимание на вялость российской дипломатической миссии, которая по определению должна идти в авангарде межгосударственных отношений. Между тем все последние годы эти отношения только ухудшались. Что уж говорить о новостных поводах. Их было более чем достаточно, пусть даже и исключительно со знаком "минус". Российское же посольство не отличалось особой активностью и попытками неординарно – а как еще в случае с постмайданной Украиной – способствовать налаживанию диалога Москвы и Киева. Хотя бы самого элементарного.
Отставка Михаила Зурабова, который, кстати, пока не получил нового назначения, ставит ключевой вопрос – кто придет за ним. На этот счет звучат разные гипотезы, от Бориса Грызлова, который в рамках Минских соглашений занимается украинской проблематикой, до полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Но в любом случае перед новым послом будут стоять очень серьезные задачи. Как известно, Киев отказался отдавать России 3 млрд долларов госдолга, что вполне тянет на дефолт. Но никто в украинском истеблишменте в сценарий формального, признанного мировым сообществом дефолта не верит, надеясь на поддержку "всемогущего" Запада. Средства же возвращать в Российскую Федерацию, тем не менее, нужно.
Явно необходимы новые контраргументы и подходы к информационной войне, развязанной Киевом против Москвы при активнейшем участии США и ряда европейских стран. Здесь пока тоже не все гладко. И задача стоит опять-таки экстраординарная: доносить до украинцев альтернативную точку зрения, которую Киев блокирует всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Поэтому новому послу "скучать" будет некогда. Москва, судя по всему, нацелена на усиление дипломатической линии в отношениях с Украиной. Да, разумеется, послать в Киев сильного и продвинутого дипломата будет непросто: его кандидатуру должна утвердить Верховная рада. Та самая, где антироссийские настроения достигли максимальной концентрации. Однако дорогу осилит идущий.
Есть и еще один нюанс. Процесс принятия законов, предусмотренных Минскими соглашениями, в Раде буксует. Таким образом, отставка Зурабова и назначение нового дипломата в Киев все равно не окажут сейчас критического влияния на мирное урегулирование в Донбассе. А потому момент для принятия важных кадровых изменений – вполне объяснимый.