Автор Михаил Шейнкман
Что-то "братушки" наши совсем зарапортовались. Путаются в показаниях. Сначала министр обороны Ненчев на весь свет обвинил Россию во вторжении, как он выразился, "в болгарскую зону ответственности воздушного пространства НАТО". Насчитал с десяток случаев в июне, назвал их "провокацией с неизвестными целями", отчитался о "превентивных мерах" и потребовал ответа. Получил. В Москве дали понять, что другой такой страны не знают, где так вольно трактуют географию. Все-таки "пространство НАТО" – это не из ее понятий. А что касается собственно Болгарии, то наши самолеты, выполняя учебные задания над Черным морем, даже не имеют ее в виду. И, похоже, именно это задело Софию больше всего.
Накануне она взяла свои слова обратно. "Претензии не связаны с нарушением воздушного пространства Болгарии", – сообщил сайт их Минобороны так, словно это не его начальник до того попал пальцем в небо. Проблема, оказывается, в том, что Россия не отчитывается перед ним. Вот что обидно. "Они летали без включенных транспондеров, без знаков отличия и без предварительного предоставления плана полетов. Все эти случаи были зафиксированы ВВС Болгарии и системами ПВО НАТО", – говорится в заявлении военного ведомства.
В общем, в Москве и после Ненчева животы надорвали. Надо же – "превентивные меры". А теперь стало еще смешнее. Во-первых, как они у себя в альянсе все фиксируют – известно. Заранее и по определению. Не пойман – не важно. Есть транспондер или нет. Во-вторых, может быть, им еще и ключи от квартиры, где деньги лежат. Хотя на это болгары согласились бы гораздо охотней, чем на план российских полетов. Им-то точно сыт не будешь. А хочется. Ведь, может быть, потому официальная София и показывает, как ей летать охота, что жизнь ее – жестянка.
Рожденная пресмыкаться болгарская элита уже как-то пыталась дотянуться до небес, когда объявила о закрытии воздушного пространства для российского трафика в Сирию. Ничего. Обошли и обошлись. Мы их демарш даже не заметили. То-то их и теперь возмущает. Но уже и по-прибалтийски стимулирует. Получается, они тоже имеют геополитическое значение, коль Россия с ними не считается. Логика, конечно, так себе. Но вполне в их стиле. Они же и свой авиагараж называют Военно-воздушными силами. Хотя их ВВС – это полторы калеки. Остатки советской роскоши, которые требуют срочного ремонта.
Квалифицированно его могут сделать, опять же, только в России. Но туда никак нельзя – вероятный противник. Вдруг переформатируют так, что задом наперед летать начнут. Подрядились было пособить поляки. Но у них и руки не совсем оттуда – гонят откровенную халтуру. И, чисто по-партнерски, запросили такую цену, что самой бедной стране ЕС после такой реставрации придется признать, что есть только МиГ между прошлым и будущим. А бюджета уже нет. Собственно, ради западных преференций они и стараются прыгнуть выше головы. Не выходит. Видимо, не всему научились у более ушлых прибалтов. Те "ловят" российскую авиацию десятками в неделю. И совсем не требуют ответа, чтобы не нарваться на правду. Вот и выбили себе расширение НАТО.
Что касается самолетов с выключенными транспондерами, то, может быть, болгарам лучше у своих поинтересоваться, чьи они. Это же за американцами водится летать инкогнито. В том же июне лишь профессионализм и реакция российских диспетчеров уберегли два международных пассажирских лайнера от столкновения с разведчиком США, который полагал, что здорово спрятался на гражданском эшелоне. Хотя у своих София уже спросила. Один раз и на все случаи жизни.