Автор Павел Иванов
"Широкий спектр вопросов, касающихся состояния и перспектив дальнейшего углубления сотрудничества между Киргизией и Германией". Такова ключевая фраза пресс-релиза, рассказывающего о том, что обсудят на предстоящих переговорах Ангела Меркель и глава Киргизской республики. Попахивает от этих слов, конечно, набившим оскомину официозом, но таковы уж непреложные законы протокола. 13-14 июля германский канцлер посетит Бишкек с первым официальным визитом. С точки зрения Киргизии – это большая дипломатическая, а, возможно, и финансовая победа. Европейских лидеров зазвать в гости удается не часто, в отличие от американцев, которые иной раз в странах Центральной Азии днюют и ночуют.
Достаточно вспомнить большое прошлогоднее турне главы Госдепа Джона Керри, который наобещал лидерам государств региона с три короба: лишь бы они поменьше оглядывались на Москву. В этом, конечно, нет ничего нового и удивительного. Вашингтон отчетливо и адекватно трактует геостратегическую ценность Центральной Азии, в том числе и в контексте своего противостояния с Россией. Но вот Западная Европа, даже несмотря на такое самодовлеющее понятие, как "интересы НАТО", на этот регион до недавней поры смотрела, скажем, деликатно, не совсем заинтересованно. Хотя, конечно, в свое время в недрах ЕС была разработана целая стратегия в Центральной Азии. Но практика показывает, что у любого крупного геополитического игрока по всем карманам должны быть распиханы всяческие стратегии, о которых он зачастую может и не вспоминать.
Справедливости ради надо сказать, что шесть лет назад Меркель посещала другое государство региона – Казахстан, а тогдашний глава германского МИД Гидо Вестервелле побывал и в Киргизии. Но у германского министра наряду с его французским коллегой была важная миротворческая миссия – остановить кровопролитие в Ферганской долине. Европейские политики, надо отдать им должное, стараются не оставаться в стороне от конфликтов на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить Минскую группу ОБСЕ по урегулированию Нагорно-Карабахского территориального спора. Было бы некорректно обвинять ее в неэффективности и имитации мирных инициатив. С Украиной, конечно, европейцы "сплоховали". Либо не рассчитали силы, либо в какой-то момент поступила "указивка" из Вашингтона остудить миротворческий пыл и чрезмерную политическую активность.
Во всяком случае, лично для Ангелы Меркель визит в Киргизию – это шанс на зарабатывание некоторых очков. Разумеется, их будет недостаточно, чтобы закончить ее большой личный политический матч в свою пользу, но все же… Слишком плохой информационно-политический фон сформировался вокруг госпожи канцлера. А ведь впереди выборы в целом ряде важнейших стран Европы. И элиты в них запросто могут смениться, включая саму Ангелу Меркель. И с каким же багажом она подходит к моменту, который может стать переломным в ее карьере?
С обвинениями в бесхребетности, слепом послушании США и полной неспособности решить проблему мигрантов, которые в режиме нон-стоп звучат из уст политических противников и представителей общественных организаций. С упреками немецкого бизнеса в адрес канцлера по поводу многомиллиардных убытков от сокращения сотрудничества с Россией и ее неспособности наладить отношения с еще недавно ведущим партнером Берлина – Москвой. С целой вереницей скандалов, в том числе связанных с подчиняющейся лично канцлеру немецкой разведкой BND, которая по заданию АНБ США следила за европейскими и натовскими лидерами. Этот список претензий можно продолжать и дальше. По сути, Ангела Меркель стала устойчивым символом прекраснодушной и неповоротливой евробюрократии, которая мыслит стереотипами и не способна оперативно и нестандартно отвечать на новые вызовы.
Такое реноме, что и немудрено, нужно срочно исправлять, и для этой задачи все средства хороши. Но лучше всего – обойтись "малой кровью", то бишь, малыми затратами. К примеру, Ангела Меркель все чаще говорит, что стремится снять санкции с России, пытаясь вернуть симпатии бизнеса, а теперь едет в Центральную Азию, чтобы потом заявить о новой "дипломатической победе" Берлина. В такой ситуации Бишкек просто обязан извлечь финансово-экономическую выгоду из визита госпожи канцлера. Хотя бы в виде инвестиций. Ведь Евразийский экономический союз, куда недавно вошла Киргизия – это отнюдь не "тюрьма народов", а взаимовыгодное объединение независимых и свободных государств. И каждое из них вольно выбирать себе дополнительных партнеров "на стороне".