Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Что глухие дети могут написать о музыке? Не буду фантазировать и писать собственные домыслы, но, наверное, это может быть важным и интересным исследованием, если его будет проводить умный и деликатный ученый, который владеет методами того, как не травмировать психику ребенка с подобными особенностями развития и ставит перед собой цель – помочь ему. Совсем иное развитие событий может возникнуть, если за дело, пусть даже случайно, берется бездушный бюрократ.
Показательная история произошла в Эстонии. Ученикам тартуской школы Хийе, где учатся дети с нарушениями слуха, задали выпускное сочинение на тему "Музыка в жизни молодых людей". Тема была едина для выпускников основных школ страны и рассылалась во все учебные заведения к выпускным экзаменам. Никакого индивидуального подхода к школам для детей с особенностями развития, судя по всему, не предусматривалось. Что повергло в состояние шока детей, их родителей и учителей, которые стали задаваться весьма нелицеприятными вопросами. Как можно написать о том, что ты никогда не слышал? Как можно воспринять подобную тему? Как издевательство или как глупость? И если это все-таки глупость, а не садистское подчеркивание врожденных недостатков, то в чьей именно голове она родилась?
Инцидент стал достоянием гласности после того, как директор школы Хене Бинсоль достаточно резко высказалась о нем на выпускном собрании. По ее словам, ученики были ошарашены заданием, которое не оставляло никакой возможности выбора темы. Слышишь ты или нет, но написать о явлении для тебя неизвестном – обязан, иначе экзамен зачтен не будет. Естественно, что результаты подобного экзамена были неутешительны.
Выяснилось, что тема родилась в недрах фонда Innove, основной целью которого является, судя по тому, что написано на его страничке в интернете – координирование развития обучения на протяжении всей жизни, а также целенаправленное и эффективное осуществление соответствующих программ, проектов и финансирования из структурных фондов Европейского союза. Судя по формулировке – заведение солидное, серьезное и даже с некоторой претензией на наукообразность. Трудятся в этой организации более 400 человек, которые опять же, судя по тому, что они сами о себе пишут, являются грамотными специалистами в области образования.
Трудно поверить, что в такой небольшой стране как Эстония человек или группа лиц, работающие в сфере школьного образования, не знают о существовании специальных школ и о необходимости индивидуального к ним подхода. Наверняка знают, но это знание находится на далекой периферии их сознания. Однако если им об этом напомнить со скандалом, то тут же согласно закивают головой. Индивидуальный подход к таким детям нужен? Конечно! Признаете ошибку? Признаем! Исправитесь? А как же! Однако в исправление чиновников от образования почему-то не верится, и раскаяние их не выглядит искренним.
Почему не верится? Стоит только посмотреть в сторону уже не тартуской школы для детей с нарушениями слуха, а целой группы школ с русским языком обучения. Вопрос развития этих школ также весьма деликатен и важен, но их уже в течение множества лет пытаются ломать через колено, по сути, уничтожая образование на русском языке. Причем делается это, несмотря на протесты учителей, учеников и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования о том, что подобное поведение по отношению к русским школам вредно как для учащихся, так и для государства, в котором эти дети живут… Так что "особый" случай тартуской школы для слабослышащих детей вовсе не исключение, а скорее яркая демонстрация опасной тенденции, когда образование и творческий к нему подход подменяются чиновничьим произволом.