Автор Леонид Гурьянов
Спецпроект "Годы великой дружбы – помощь Советского Союза КНР в первые годы ее существования". Часть 5
Помощь Советского Союза Китаю в части транспортной инфраструктуры началась еще до появления КНР. Пока в Китае шла гражданская война, СССР поставлял китайским коммунистам грузовики, топливо и оборудование для железных дорог. В ответ в Советский Союз направлялось продовольствие и дефицитное сырье, в том числе тугоплавкий вольфрам для военной промышленности.
Весной 1947 года советские специалисты помогали наладить регулярное сообщение с Китаем по реке Сунгари, стратегически важное для снабжения тыла Народно-освободительной армии Китая.
Кроме того, в Маньчжурии Советский Союз помогал восстанавливать железные дороги, необходимые для победы коммунистов над партией Гоминьдан. К осени 1949 года там под руководством советских специалистов были восстановлены десятки тысяч километров путей и более сотни мостов. Работать приходилось под налетами вражеской авиации.
Следующий этап приходится на период после подписания Москвой и Пекином Договора о дружбе. В Китай пошло советское оборудование для автомобильных и тракторных заводов, заводов по производству железнодорожного транспорта и авиации. Рассказывает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин:
"Все производители авиационной техники в городах Шэньян, Сиань, Чэнду, Харбин были построены именно в рамках программ советской помощи. И они развиваются и закрывают все основные потребности китайских вооруженных сил в боевой авиации. Они выходят на внешний рынок, очень динамично развиваются".
Что касается китайского автопрома, то и здесь Советский Союз стоял у истоков. Сейчас завод в Чанчуне занимает второе место по производству во всей КНР и является центром автокластера провинции Цзилинь. Предприятие проектировалось и строилось с участием советских специалистов, а первый грузовик – "Цзефан" или "Особождение" – был фактически копией советского ЗИС-150. Говорит доктор исторических наук, доцент Самарского социально-педагогического университета Сергей Буранок:
"Сейчас это лидер китайского автопрома, входит в Первую автомобилестроительную компанию Китая и производит 3 млн автомобилей в год, причем производят там Volkswagen, Toyota и Audi. Всем понятно, какого качества эти машины, это мировой уровень. Производство приносит огромные доходы и является флагманом автомобилестроения в Китае".
Другой пример сотрудничества – совместное судостроительное и судоремонтное предприятие в Даляне. О его создании договорились в 1951 году. Вклад советской стороны – технологии, оборудование и обучение кадров. Сегодня этот завод – один из крупнейших в Китае – производит боевые корабли и танкеры. А порт в Даляне помог Китаю наладить торговлю с СССР и другими социалистическими странами. Рассказывает преподаватель китайской секции факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Федор Долгачев:
"Порт Дальний, который в свое время был нашей территорией, потом был оккупирован японцами, потом мы его вернули себе, и мы также передали всю инфраструктуру этого порта китайцам. Это было для них очень большое преимущество – хороший, работающий порт, способный принимать грузы из Советского Союза".
Ну и последнее. Один из символов Китая – река Янцзы – самая протяженная и полноводная на материке. На протяжении тысячелетий единственным способом пересечь "Длинную реку", разделявшую Северный и Южный Китай, была паромная переправа. Первый мост появился в 1957 году. Это более полутора километров четырехполосной автомобильной и железной дороги, спроектированных и построенных советскими инженерами. Мост функционирует до сих пор и является одной из достопримечательностей города Ухань.