Автор Леонид Гурьянов
Спецпроект "Годы великой дружбы – помощь Советского Союза КНР в первые годы ее существования". Часть 2
В начале 1950 годов перед недавно появившейся Китайской Народной Республикой стояла задача физического выживания во все еще враждебном окружении. Фактически нужно было заново отстраивать все народное хозяйство, разрушенное войнами с Японией и партией националистов – Гоминьданом. Да, собственно, современной экономики, в понимании хоть сколько-нибудь приближенном к нынешним понятиям, в стране и не существовало. Последняя императорская династия Цин смотрела на окружающий мир свысока и не стремилась перенимать достижения Запада. А колонизаторы, насильственно "открывшие" Китай в середине 19 века, видели его исключительно рынком сбыта. Чтобы вести новорожденную Китайскую Народную Республику в новую эру, нужны были грамотные специалисты буквально во всех отраслях. И здесь на помощь пришел Советский Союз. Собственно, ему китайская номенклатура тех лет уже была обязана очень многим, отмечает заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев:
"Одних только железнодорожных специалистов было подготовлено для Китая более 20 тысяч. Это инженеры-железнодорожники и обслуживающий персонал, которые позволили создать современную систему железных дорог, которая сейчас занимает лидирующие позиции в этой отрасли. Все, так или иначе, в молодости были связаны либо с советскими специалистами – учились у них – либо учились у тех людей, которые прошли обучение в Советском Союзе. Здесь до сих пор сказывается база, которую Сталин, ну а потом Хрущев, создали для Мао Цзэдуна".
По советскому образцу выстраивалась вся система государственного аппарата. Большинство министерств и других органов власти копировали советские образцы, их организационную структуру и методы работы. А ударную первую пятилетку 1953-57 годов планировали советские специалисты. Их тысячи поехали в КНР учить китайских товарищей и строить сотни промышленных объектов. В результате спустя какие-то годы в Китае появятся целые новые отрасли. Это и автомобилестроение, и авиапром, и полноценный оборонно-промышленный комплекс, ракетостроение и атомная промышленность, а также множество объектов транспортной инфраструктуры. Что именно было построено в Китае стараниями советских специалистов – в следующих частях нашего спецпроекта.