Автор Евгения Красилова
Власти Грузии намерены расследовать связи экс-президента Михаила Саакашвили с предполагаемым организатором теракта в аэропорту Стамбула Ахмедом Чатаевым. В Тбилиси подтвердили, что чеченский террорист по прозвищу "Однорукий" был агентом грузинских спецслужб. Его использовали в переговорах с чеченскими боевиками в Панкисском ущелье. При этом отмечается, что завербован он был в период президентства Саакашвили. Кроме того, существуют доказательства, что глава государства лично тогда распорядился выдать ему грузинский паспорт.
Примечательно, что в Грузию Чатаев попал прямиком из Украины, где в 2010 году он был арестован по требованию российских спецслужб. Москва объявила его в розыск за участие в террористической группировке. Но так и не смогла добиться его экстрадиции. В дело вмешались украинские националисты, которые устроили пикет в поддержку боевика, а также правозащитники. Они заявили, что в России его ждет несправедливый суд и жестокое обращение. А увечье (Чатаев потерял руку во время второй чеченской кампании) использовалось как эмоциональный аргумент в поддержку этой версии. Кроме того, статус беженца, полученный в Австрии, гарантировал защиту от экстрадиции.
По той же причине "Однорукого" Ахмеда не выдала Болгария. Даже власти Швеции, которые задержали Чатаева в машине, набитой автоматами, дали ему символический срок за незаконный оборот оружия – 1 год и 4 месяца колонии.
Вот и получается, что более 10 лет террорист свободно перемещался по Европе и бывшим советским республикам, несмотря на все предупреждения российских спецслужб. В январе этого года Национальный антитеррористический комитет России вновь предупреждал, что Ахмед Чатаев командует в запрещенной террористической группировке "Исламское государство" специальным подразделением для подготовки терактов в России и Европе.
Догадывались ли в Вашингтоне или в той же Анкаре, какого масштаба угроза исходит от террориста-инвалида? Возможно, политические амбиции взяли верх. Но очевидно одно – теракта в стамбульском аэропорту можно было бы избежать при эффективном сотрудничестве стран и при отказе от привычки делить террористов на "плохих" и "хороших".
Ну а властям Грузии будет очень интересно услышать ответ Саакашвили на вопрос: ради чего он сотрудничал с террористом?