Автор Михаил Шейнкман
Президенты, как и разведчики, бывшими не бывают. По крайней мере, Николя Саркози теперь точно попытается это доказать. Он ведь уже доказал, что как разведчик умеет молчать. Даже когда все и так все знают. Во Франции же сразу поняли, зачем он вернулся в большую политику спустя два года после досадного поражения от Франсуа Олланда. И только он сам хранил интригу. Хитрил, юлил, кокетничал. Говорил, что пойдет на выборы, только если избиратели его хорошенько попросят. Видимо, попросили. Но только его и так, чтобы больше никто не слышал.
Как бы то ни было, "рояль в кустах" исполнил "дембельский аккорд". Саркози объявил, что покидает пост лидера "Республиканцев" ради президентской кампании. "Как бы в дальнейшем ни развивались события, нынешний съезд станет последним, где я выступаю в качестве председателя", – сказал он. Устав партии не позволяет ее главе участвовать в праймериз. Но там ничего не говорится о запрете использовать это лидерство для подготовки к этому участию.
Нельзя сказать, чтобы Саркози в этом сильно преуспел, но откровенно старался. Он был и Фигаро, он и пострел. Он был везде и всюду. Как, впрочем, и должен вести себя человек, который решил вести за собой страну. При этом ни словом не обмолвился о своих истинных намерениях ни тогда, когда вернул себе руководство правоцентристским "Союзом за народное движение". Ни тогда, когда переименовал его в партию "Республиканцы". Не раскололся он и после убедительной победы на региональных выборах. Скромно сказал только, что это весомый шаг в направлении Елисейского дворца. Но кто так шагает правой – не уточнил.
И даже в своей новой книге – бестселлере этого года – "Франция на всю жизнь", которую критики в один голос назвали предисловием к его предвыборной программе, если и позволил себе рассуждения о президентской борьбе, то между Обамой и Бушем. Хотя они на одном политическом ринге никогда и не встречались. Впрочем, все это было лишь лирическим отступлением. Наступление начинается только сейчас.
Тянуть с этим дальше уже просто нельзя. Во-первых, партийный съезд – место для подобных заявлений лучше не придумаешь. Во-вторых, к сентябрю "Республиканцы" должны определиться с участниками предварительного отбора. Он пройдет в ноябре. За полгода до президентских выборов. В-третьих, конкуренты активизировались. Даже Олланд со своими 12% – и тот уже зашевелился. Что говорить о Марин Ле Пен. Да и экс-премьер Ален Жюппе, даром что свой – "республиканец", но тоже не дремлет. Прочно вошел в политический обиход как главный внутрипартийный оппонент Саркози.
Всего на праймериз консерваторов выдвинулись уже 12 человек. Экс-президент, получается, 13-й. Но он, похоже, в приметы не верит, коль все-таки решил вернуться. Иными словами, выходит на арену Саркози. Он устроил из своего выдвижения целое представление. Цирковое. Это когда зрители, в принципе, догадываются, что их ждет, но не знают, когда и как. Теперь все ясно. Если граждане Франции ищут предсказуемости, то им – к Саркози. Он же одним своим "неожиданным" участием доказал, что он – такой предсказуемый. Единственное, чего пока никто понять не может, за счет чего он собирается победить? Каддафи-то уже мертв.