Совет Федерации РФ в среду, 29 июня, одобрил пакет антитеррористических законов, разработанных председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и главой комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Эти законы обязывают операторов связи хранить информацию о звонках, пересылаемых текстовых сообщениях, фотографиях, звуковых и видеофайлах и предоставлять их по запросу спецслужб. Интернет-компании обязали при использовании дополнительного кодирования сообщений пользователей представлять в ФСБ ключи для их декодирования.
"Пакет Яровой" вызвал большой резонанс. Против него выступила интернет-общественность, Совет по правам человека, глава Минкомсвязи Николай Никифоров, российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, религиозные организации и компании-поставщики услуг связи. Операторы заявили, что из-за новых законов тарифы связи могут возрасти в 2-3 раза.
Окончательное решение по поводу "пакета Яровой" примет президент России Владимир Путин. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил, что Кремль знает о негативной позиции многих по поводу новых законов, и принимает это к сведению.
"В медицине есть такая болезнь редкая, когда иммунная система, которая должна защищать его от вредных микроорганизмов и всяческих болезней, начинает "пожирать" организм, потому что начинает считать болезнетворным микробом само человеческое тело. В данном случае мы имеем дело как раз с подобным случаем, когда говорим об этом законе. Мне кажется, что предложенные в нем меры избыточны. И, скорее, они наносят вред и ссорят правительство с обществом нашей страны, со многими вполне добропорядочными гражданами, хотя, наверное, часть из них настроена критически. Эти меры не очень помогают борьбе с терроризмом. Избыточность в том, что от операторов требуется, чтобы они хранили всю информацию о том, что делал тот или иной абонент: все его переговоры, всю его переписку и так далее. Это потребует от сотовых операторов много нового оборудования, которое им придется покупать за свои деньги. Далее – предлагается тотальная слежка за всем населением страны. Получается, что под подозрение попадают вообще все люди. Кроме того, возникает ситуация, когда, если все эти данные утекут, то ими смогут торговать на открытом рынке. Были же случаи, когда часть данных ГИБДД утекала. А представьте, если вся ваша переписка, все ваши разговоры станут доступны злоумышленникам", – сказал Павел Святенков.
По мнению политолога, чем больше контроля, тем меньше шансов у общества самостоятельно выработать естественную защиту от экстремизма. Тем более что следить абсолютно за всем и вовремя реагировать на вызовы не получится – это уже показал опыт Запада: там пытались, но пришлось менять систему работы.
"В США у АНБ есть суперкомпьютеры, которые анализируют трафик и пытаются вычленить из него по кодовым словам, по каким-то речевым конструкциям людей, которые говорят о бомбах, о терактах и тому подобном. А просто взять и поставить под наблюдение все население страны, внезапно "под колпак" – сомнительно. Исторически такие режимы существовали, когда все находились под подозрением. В 19 веке в странах Европы боролись. Но никогда это к чему-то хорошему не приводило, потому что если вы следите за всеми, значит, вы не следите ни за кем. Никогда вы не сможете защититься от болезни, просто заткнув все форточки", – считает Павел Святенков.
Аудиоверсия программы: