Автор Михаил Шейнкман
Совсем не частый гость первых полос – Монголия, если и могла стать мировой топ-новостью, то именно так. Радикальной сменой власти. Или, точнее, возвращением к ней. Все-таки с 1921 по 1996 нынешние триумфаторы были местным аналогом КПСС – партией единственной и неповторимой, умом, честью и совестью, казалось, той еще эпохи. А вот, получается, что и этой. Монгольская народная партия (МНП) одержала безоговорочную победу на парламентских выборах. В Великом хурале она взяла 65 мест из 76. Правящие демократы уже признали свое поражение.
И это, между прочим, совсем не просто протокольная формальность.
В 2008 году МНП также была сильнее, получив 45 мандатов. Но власть тогда потребовала пересчета голосов. Как знала, что выйдет в ее пользу. В Улан-Баторе вспыхнули столкновения антиправительственных активистов с полицией. Пять человек погибли, около 300 получили ранения. Была сожжена штаб-квартира оппозиционной партии. Так что, можно сказать, она восстала из пепла. Хотя один "камбэк" у нее в этом веке уже был. В 2000, после того, как Монголия впервые в своей истории "попробовала" демократов на власть, избиратели вновь решили вернуть ее левым. Но единственного срока хватило, чтобы понять: четыре года в оппозиции их так ничему и не научили. В 2004 МНП опять отправили туда же.
И вот они возвращаются. Конечно, уже не те, что прежде. Социал-демократы. Не исповедуют коммунизм и прочий марксизм-ленинизм в их первозданном виде. И на капитализм больше не "рычат". В буквальном смысле. В 2010 они несколько подчистили политическую родословную и удалили из партийной аббревиатуры литеру "р" – были-то народно-революционными. А теперь партия – полная тезка республики: такая же Монгольская народная. Но взгляды у них не изменились и на мировой империализм они все так же смотрят "искоса, низко голову наклоня".
Собственно, поэтому и госсекретарь США Джон Керри приехал в Улан-Батор не позже, не раньше, а в разгар избирательной кампании. Никого конкретно не поддерживал, но встречался с действующим премьером Энхболдом и ему советовал расширять взаимодействие с Соединенными Штатами. Ну, это как-нибудь в другой раз. А Керри промахнулся. Он же здесь и из лука успел пострелять. Россия во внутренние дела своего степного соседа не вмешивалась. Но, как говорят эксперты, именно ее, в том числе, и за это победители отблагодарят сближением.
У нас, правда, с Монголией и сейчас все достаточно ровно. Но историческая память о том, кому МНП была когда-то обязана своим могуществом, может значительно освежить межгосударственное партнерство и открыть пред ним если и не море возможностей, то, по крайней мере, озеро. Официальный Улан-Батор ведь запланировал три крупные ГЭС на Селенге и ее притоках. А они несут Байкалу до 80% всей его сущности. Строительство же чревато его обезвоживанием. И если нынешний кабинет этого не понимает, то следующий может оказаться гораздо сговорчивей. Во всяком случае, лидер "народников" пообещал поднять экономику и вернуть международный престиж. А как? Только если разберется, на чью мельницу надо лить воду.
Кстати, премьер и его наиболее вероятный сменщик – однофамильцы. Оба Энхболды. На первый взгляд можно и не заметить разницу. Если ее не увидят и на второй, и еще через год-другой, то в очередной раз Монголия снова "прогремит" только через четыре года. Иначе ведь она мировой новостью не становится.