Пятого июня в городе Актобе, Казахстан, группа преступников напала на оружейные магазины и воинскую часть Национальной гвардии. В результате погибли семь человек: трое военнослужащих и четверо гражданских, ранены еще 38. В тот же день в ходе антитеррористической операции были ликвидированы 13 преступников, четверо ранены, шестеро были объявлены в розыск. В пятницу, 10 июня, были нейтрализованы еще пять террористов. Таким образом, в Актобе завершилась активная фаза спецоперации. Еще на 40 дней в Казахстане сохраняется высокий уровень террористической угрозы.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что действиями экстремистов, напавших на оружейные магазины и воинскую часть в Актобе, руководили из-за рубежа.
В эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин поделился своим мнением о том, кому за пределами Казахстана мог быть выгоден теракт:
"Если здесь есть какое-то внешнее вмешательство, то оно в первую очередь связано с линией "Исламского государства" (запрещенной в России террористической организацией – ред.). Согласно официальной статистике Казахстана, порядка 300-400 казахстанских граждан сейчас воюет в рядах ИГ на территории Сирии и Ирака. И эти люди воюют достаточно активно, они ведут блоги, занимают командные посты, уезжают туда целыми семьями. Они являются связующим звеном между исламскими джихадистами и казахстанскими радикальными силами. Если и была какая-то связь извне, то она исходила на идеологическом уровне и из контактов между людьми. Судя по тому, что у террористов в Актобе не было оружия изначально, не было технической поддержки – значит, не было возможности получить оружие и взрывчатку от ИГ. Было только идеологическое вмешательство".
Помимо Ближнего Востока, где террористы ИГ ведут открытую войну, ячейки экстремистов есть и в Центральной и Средней Азии, сказал эксперт. И угроза от них ничуть не меньше, чем от боевиков в Сирии и Ираке. На борьбу с террористами брошены все силы спецслужб стран региона и соседних государств, отметил Станислав Притчин:
"Потенциально Афганистан – это прямая военная угроза, в случае если радикальные силы получат контроль над севером страны. В случае с ИГ проблема связана с тем, что многие выходцы из региона воюют на стороне ИГ. Получив там опыт, экстремисты могут вернуться и быть серьезным фактором дестабилизации. Это сейчас в фокусе сотрудничества как ОДКБ, так и работы спецслужб, правоохранительных органов. Все обмениваются информацией по любым данным: кто, как, какие люди, по каким маршрутам они передвигаются. Если кто-то обратно возвращается, естественно, они стараются получить контроль над этими людьми, над их активностью. Во всех практически республиках ужесточено законодательство в отношении тех лиц, которые принимают участие в военных действиях, в незаконных вооруженных образованиях, чтобы иметь легальное и правовое основание для их задержания и осуждения", – сказал Станислав Притчин.
Слушайте полную версию выпуска радио-шоу "КомпАс" >>