Автор Михаил Шейнкман
Мало было немецким элитам интриг и неприятностей. Федеральный президент добавил им еще одну. Вот от кого совсем не ожидали. Сегодня Йоахим Гаук делает то, что уже несколько дней обсуждает вся страна. Официально, специальным обращением к народу отказывается от второго срока. "Я могу обещать на следующие пять лет энергию и жизненность, но я не могу их гарантировать", – сказал накануне. Хотя уверил, что еще на год, до конца нынешних полномочий, ему этого точно хватит.
И вроде работа – не бей лежачего. Лишь представительские функции. Но что-то становится она слишком нервной, как и жизнь. А когда уже 76, это – фактор серьезного риска. Тем более с таким-то послужным списком. Родился в Третьем рейхе, вырос в ГДР. Отчаянным антикоммунистом. Имел неприятности со Штази. После объединения Германии разбирался с ней.
Бывший пастор, мастер прочувственных формулировок, он отрекся от политической перспективы вполне в своем стиле. Еще весной 2012 в статье на восшествие Гаука Sueddeutsche Zeitung словно в воду глядела: "Его мысли и слова, а иногда и поступки, очень трудно предсказать. А некоторых людей это раздражает". Можно представить себе этих людей сейчас.
Ведь этот пост в немецкой иерархии считался едва ли не островком стабильности. Непререкаемый авторитет и в обществе, и в истеблишменте, Гаук, казалось, переизберется в следующем марте без всяких вариантов. Но теперь Меркель и компании ломать голову еще и над этим. Причем, каждому – свою. Канцлерин уже объявила, что будет выдвигать кандидата на эту должность без согласования с союзниками. Хотя Гаука в свое время предложили именно они – социал-демократы. И Меркель это устроило.
Пастор на самом деле пришелся ко дворцу Бельвю. Федеральный президент – тот же проповедник. Может позволить себе лишь наставления на путь истинный. А куда идти, уже решают без него. Хотя человек он, как писал его биограф – способный своей речью затронуть сердце каждого. Но теперь совсем не факт, что как "гаукнется", так и откликнется. Тому, кто его сменит, этой нейтральной условности может и не хватить. Собственно, в этом и отличие нынешнего политического момента. Немецкие элиты в стесненных обстоятельствах жесточайшего кризиса сразил вирус взаимного недоверия и внутренней борьбы за выживание. Они начинают тяготиться друг другом и подозревать партнера в желании использовать президентскую должность в своих интересах.
Поэтому Меркель хватило только слухов, чтобы отказать главе МИД Штайнмайеру в поддержке в случае его выдвижения на пост главы государства. Вскоре тот и сам заявил, что не собирается менять свою должность на статус президента. А что, если на кресло канцлера? Даром что ли в Германии он наиболее популярный политик с рейтингом доверия в 72%. Репутация же Меркель не выдерживает противопоказаний. И если Гаук сдает пост, то она – позиции. И ей крайне важно посадить на его место преданного человека. Но где ж такого найти, когда и в ее окружении каждый – себе на уме. Хоть самой садись. Такой сценарий выглядит, конечно, пока нереальным. Однако пару лет назад немцы и думать не могли, что авторитет канцлерин падет так низко. А лучшего "запасного аэродрома", чем президентский пост, она все равно не найдет.