Автор Михаил Шейнкман
"Забирай свои игрушки и не трогай мой горшок". Так называемую "Белую книгу" Минобороны Германии вроде бы переделывали взрослые люди, а если перевести на русский, то получается детский сад. "Я с тобой больше не дружу". По сути, это и есть главная мысль новой редакции руководства по политике нацбезопасности ФРГ в части отношения к России. Берлин впервые с 2006 года решил освежить свою военную доктрину. И не то чтобы списал слова, но явно подглядел их порядок у старших товарищей за океаном. Пусть и не так категорично, как там, но здесь тоже меняют статус России.
В новой версии документа, по информации Die Welt, бундесвер переводит Москву из партнеров в соперники. В десятке самых страшных немецких страхов ей отводят "почетное" третье место после международного терроризма и кибератак. Даже миграционный кризис беспокоит ведомство Урсулы фон дер Ляйен меньше. Это потому, что, по мнению авторов 80-страничного труда, Кремль "продвигает свои интересы насильственными методами, самовольно изменяет гарантированные международным правом границы".
В качестве доказательств – все тот же Крым и та же Украина. Хотя и Крым совсем не тот, и Украина отнюдь не та. Что касается "насильственных методов", то в Крыму, не в пример признанного, в том числе и Берлином, Косово, не прозвучало ни одного выстрела. Кроме салюта в честь счастливого и всенародного избавления от Украины. Если они про "самовольное изменение" ее границ, то это – к Киеву. Это же он огнем, мечом и блокадой разделил Донбасс на "свой" и "чужой".
Тем не менее, Россия, штампуют они штампы, "отворачивается от Запада и усиливает военную деятельность на внешних рубежах ЕС". Опять же мимо. Если бы мы "отворачивались", они бы не приблизились, а уже перешли бы все границы. Мы-то как раз очень внимательно на них смотрим. И, похоже, именно это их раздражает и заставляет нервничать. Настолько, что они сами путаются в мыслях. В их перекрашенной "Белой книге" сквозит какая-то мутная неопределенность. Из разряда "и хочется, и колется". Вроде включили Россию в десятку глобальных угроз, но назвали-то всего лишь вызовом. Вроде соперник – это уже не партнер, но так ведь еще и не враг.
В принципе, соперничество подразумевает борьбу за что-либо. То есть, если они обвиняют нас в том, что мы присоединили Крым, следовательно, сами на него имеют виды. И если их беспокоит готовность России постоять за себя, значит, с удовольствием постояли бы на ней. Немецкие военные со всей своей окопной правдой назвали вещи своими именами. И очень вовремя. В какой-то степени их концепция объясняет причину, по которой Германия впервые после Второй мировой войны пошлет к России свои войска. Дислокация немецкого батальона в одной из стран Прибалтики – это уже вопрос практически решенный. Осталось только всем дружно подписать расширение военного присутствия НАТО на саммите в Варшаве.
Кстати, именно после него бундесправительство и планирует окончательно утвердить "Белую книгу". Видимо, все-таки не рискует опережать события. Мало ли, вдруг у кого-то из членов альянса хватит смелости остановить этот "крестовый поход". Совершенно точно, что это будет не Меркель. Исходя из того, что руководство по нацбезопасности немцы переписывают раз в десять лет, она к своим перспективам относится сверхоптимистично.
Любопытно, что перед публикацией в Die Welt канцлерин внезапно удивила всех пассажем о поддержке идеи единой экономической зоны "от Лиссабона до Владивостока". И вроде бы как противоречие. Но ничего подобного. Один из ее предшественников на рубеже 30-40-х уже ведь видел это пространство зоной. Единой. Его книга называлась не "Белой", но в ней тоже все было черным по белому. Именно ее сейчас в Германии переиздают серьезным тиражом. Судя по всему, в бундесвере тоже прочитали и суть уловили правильно. А о том, к чему приводит такое "соперничество" с Россией, там же не написано.